Экологический менеджмент – это система управления производственными процессами, направленная на достижение баланса между экономическими и экологическими показателями деятельности предприятия.
Цель экологического менеджмента – обеспечение экологической безопасности и рентабельности предприятия на основе экологически сбалансированного развития.
В основе экологического менеджмента лежат следующие принципы:
- приоритет экологических целей над экономическими;
- размещение и развитие производства на локальной территории должно осуществляться в соответствии с её экологической техноёмкостью.
Экологический менеджмент включает в себя следующие функции предприятия:
- управление организационной культурой направленной на формирование экологической политики предприятия;
- управление экологической безопасностью;
- управление природными ресурсами;
- управление использованием энергии;
- управление циклом обращения отходов;
- управление жизненным циклом продукции;
- экологический учёт и отчётность;
- оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий.
Механизм экологического менеджмента включает в себя следующие блоки.
1. Правовой – законодательство, регламентирующее хозяйственную и природоохранную деятельность.
2. Административно-контрольный – экологические стандарты и нормативы, лицензирование природопользования, экологическая экспертиза и ОВОС, экологическая сертификация, экологический аудит, экологический контроль, экологический мониторинг.
3. Экономический – платежи за загрязнение и природопользование, налоговые льготы, финансово-кредитная система, экологическое страхование, ценообразование.
|
4. Социальный – экологическое воспитание, экологическое образование потребителей и производителей.
5. Информационный – экологический учёт и отчётность, экологическая маркировка, экологическая реклама.
Проблемы экологического лицензирования
В последние годы в связи с экологической напряженностью в отдельных регионах стала практиковаться продажа лицензий и квот,как на использование природных ресурсов, так и на их загрязнение. Так, в 1992 г. «Агентство по охране окружающей среды» США провело первый ежегодный аукцион по продаже разрешений на выбросы SO2 и заработало 21 млн. долл. Всего было распродано 150 тыс. прав на выбросы SO2 по цене 150 долл.за одну тонну выброса.
В 1990 г. в США принят «Акт о чистом воздухе», согласно которому, например, электростанции приобретают права на выброс 50 тSO2 в год или 2 тыс. тSO2 за 25 лет. Частные производители энергии могут покупать права на выброс SO2 за 1,5 тыс. долл. за одну тонну в год. За выбросы сверх приобретенных прав устанавливается штраф порядка 2 тыс. долл. за тонну SO2 в год.
Рассмотрим общий подход к организации рынка экологических лицензий в регионе. Пусть имеется N предприятий в регионе, представленных одним источником выброса, характеризующегося секундным выбросом Viпри заданном значении предельно допустимого выброса ПДВi. Затраты на очистку равны Zi{Vi),i = 1... п. Тогда издержки Сi связанные с охраной окружающей среды, включают затраты на очистку Zi(Vi), а также плату за лицензию на выброс:
Ci = Zi (Vi) + Ц(V1, V2, …. VN) (Vi -ПДВi),
где Ц — цена лицензии за единицу массы вредного вещества в выбросе.
|
Региональный природоохранный орган устанавливает предельный объем поступающих на рынок лицензий Vпред. Поведение каждого предприятия на рынке экологических лицензий определяется его стремлением минимизировать свои экономические издержки Сi, т.е. Сi > min i=1,N.
Примером увязки прибыли предприятия и выбросов в окружающую среду является следующий расчет.
1. Определяется относительный коэффициент выброса (для каждого загрязняющего вещества):
Е = П/Ф = ∑Aimi (1) / ∑Aimi (0)
где П – максимально допустимая концентрация (плановая величина);
Ф – фактическая концентрация;
А – относительная опасность выбросов; mi (1) и mi (0) - масса плановых и фактических выбросов.
2. Производится корректировка дохода предприятия:
K=fE,
где f – корректирующий коэффициент.
3. Оценивается величина экономического коэффициента:
а) при превышении нормы выбросов (Е<1)коэффициент определяется как
К = lgЕ (1/2)+1.
Дополнительная прибыль составит:
П = П0 [(lgЕ*(1/2)+ 1) - 1];
б) при соблюдении нормы выбросов показатели Е=1 и К=1, при этом П = 0;
в) в случае невыполнения нормативов (Е>1), где
К=lgЕ-1
Дополнительная прибыль составит:
П = П0 [(IgЕ +1) -1].
Природоохранные лимиты
Лимитирование взаимоотношения человека и природы реализуется как комплекс ограничений на хозяйственную и бытовую деятельность. В системе количественных ограничений существуют следующие группы лимитов.
1. Частные лимиты по элементам применяют как регламентируемые предельно допустимые концентрации (ПДК) по элементам при воздействиях на окружающую среду.
|
Для каждой категории веществ определены ПДК, которые в России наиболее жесткие. Однако следует иметь в виду зависимость ПДК от специфики региона. Достаточно, например, вспомнить связь ПДК с периодичностью сброса листвы с деревьев в районе. В лиственном лесу ежегодное обновление листвы позволяет иметь несколько повышенные ПДК, а в пихтовых и сосновых, где обновление зелени происходит за 8 и 25 лет, накопление канцерогенов ведет к гибели деревьев. Реальное проявление этого - первоочередная гибель хвойных деревьев в промышленных городах. Важным фактором для района является характер метеорологической обстановки. Например, в ряде районов Сибири наблюдаются частые антициклоны «запирающие» атмосферу и, как следствие, обеспечивающие накапливание атмосферных выбросов. Одним из способов определения ПДК является моделирование процессов экологического воздействия на долговременную перспективу (20 - 25 лет).
2. Частные лимиты по ресурсам применяют как регламентируемое количество потребляемых природных ресурсов. Оно может задаваться как предельно допустимый объем потребления на сутки, месяц, год.
3. Комплексные лимиты по производственным, сельскохозяйственным или бытовым (локальным) объектам устанавливаются как предельно допустимое экологическое давление:
∑γi aik ≤ ak,
где ak –комплексный лимит по k-му объекту;
γi – коэффициент экологической опасности i-го элемента;
aik – содержание i-го вещества в выбросах k-го объекта.
Значение ak может задаваться на единицу объема или массы выбросов предприятия или на интервал времени.
4. Комплексные лимиты по регионам применяют как регламентируемое предельно допустимое воздействие на окружающую среду всех производственных объектов региона. В этом случае появление нового производственно-хозяйственного объекта возможно только при условии соответствующего снижения экологического давления по действующим объектам. Собственник нового объекта фактически должен приобрести право на взаимоотношения с окружающей средой. Это право на использование природных ресурсов или на выбросы в окружающую среду ему должны уступить собственники уже функционирующих объектов.
Контроль воздушных выбросов осуществляется через предельно допустимые концентрации веществ. ПДК устанавливают на таком уровне, при котором вредные вещества, содержащиеся в атмосфере, даже при ежедневном воздействии в течение неопределенно продолжительного времени не вызывают патологических изменений или заболеваний. Законодательством России ПДК разработаны и утверждены в соответствии с санитарными нормами по нескольким сотням вредных веществ. Причем они более жесткие, чем в США, и количество вредных веществ по которым имеются допустимые нормы, больше. При этом надо отметить, что ПДК являются частными оценками и не обеспечивают Комплексной итоговой оценки воздействия выбросов в атмосферу. Поэтому необходимо использовать ряд более общих показателей, позволяющих определять эффективность работы природоохранных объектов, сравнивать воздействие различных веществ, оценивать экологичность технологических процессов и степень наносимого ими ущерба окружающей среде.