Студент должен знать:. Студент должен уметь:. Методика проведения занятия




Занятие 28

Тема:«Стандартизация лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов, содержащих флавоноиды»

Цель занятия: изучить флавоноиды, лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие флавоноиды, а так же методы их стандартизации. (ПК-5, ПК-17).

Задачи:

· рассмотреть методы выделения, очистки, получения, стандартизации флавоноидов;

· обучить студентов распознавать лекарственные растения по внешним признакам на гербарных образцах и отличать их от возможных примесей, анализировать лекарственное растительное сырье, содержащее флавоноиды, определять подлинность сырья макро- и микроскопическими методами анализа и давать заключение о качестве сырья с использованием научно-технической документации (НТД);

· изучить латинские названия, географическое распространение, условия местообитания, районы культуры; сроки и приёмы сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья; химический состав, структурные формулы действующих веществ; медицинское применение лекарственного растительного сырья и препаратов, содержащих флавоноиды.

Содержание занятия: практическая работа «Фармакогностический анализ ЛРС, содержащего флавоноиды. Качественный анализ ЛРС, содержащего флавоноиды».

Воспитательное значение темы: диалектико-материалистическое воспитание; санитарно-гигиеническое воспитание.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- понятие о флавоноидах, их химический состав, классификацию;

- физико-химические свойства флавоноидов;

- иметь представление о строении основных флавоноидов.

2. после изучения темы:

- применение флавоноидов в медицине;

- ботаническое описание лекарственных растений, их ареал распространения;

- описание лекарственного растительного сырья, основные группы БАВ, входящих в его состав, фармакологическое действие и применение лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды.

Студент должен уметь:

1. Проводить макроскопический анализ ЛРС, содержащего флавоноиды.

2.Проводить микроскопический анализ ЛРС, содержащего флавоноиды.

3.Проводить качественный анализ сырья. Содержащего флавоноиды.

4. Различать по гербарным образцам ЛР, содержащие флавоноиды.

5. Идентифицировать возможные примеси к ЛРС, содержащему флавоноиды.

Методика проведения занятия:

Хронометраж занятия.

1. Текущий тестовый контроль по теме (15 мин)

2. Устный опрос по теме (25 мин).

3. Выполнение практической части занятия (60 мин).

4. Подведение итогов занятия (35 мин).

Итого 135 мин

Вступительное слово.

Во вступительном слове преподаватель поясняет цели и задачи занятия, значение полученных знаний для будущей практики

Контроль исходного уровня знаний.

Проверяется исходный уровень знаний студентов в виде контрольных вопросов и тестовых заданий.

Вопросы к занятию:

1. Биосинтез флавоноидов. Формулы: лютеолин, кверцетин, формонетин, изосалипурпозид, сульфуретин.

2. Методы выделения и очистки флавоноидов.

3. Качественные реакции, микрохимические реакции, количественное определение флавоноидов в ЛРС.

4. Латинские и русские названия производящих растений и семейств всех растений, ЛРС изучаемой темы.

1. Горец птичий (Polygonum aviculare)

2. Горец перечный (Polygonum hydropiper)

3. Горец почечуйный (Polygonum persicaria)

4. Бузина чёрная (Sambucus nigra)

5. Земляника лесная (Fragaria vesca)

6. Золотарник канадский (Solidago canadensis)

7. Хвощ полевой (Equsetum arvense)

8. Эрва шерстистая (Aerva lanata)

9. Шлемник байкальский (Scutellaria baicalensis)

10. Фиалка трёхцветная (Viola tricolor)

11. Фиалка полевая (Viola arvensis)

12. Очиток большой (Sedum maximum)

13. Овёс посевной (Avena sativa)

14. Лимон (Citrus limon)

15. Софора японская (Sophora japonica)

16. Гречиха посевная (Fagopyrum esculentum)

17. Фасоль обыкновенная (Phaseolus vulgaris)

18. Стальник полевой (Ononis arvensis)

9. Морфологическая характеристика растений, ареалы, места обитания, районы возделывания.

10. Внешние признаки ЛРС.

11. Рациональные приёмы сбора сырья, первичная переработка, сушка и хранение ЛРС.

12. Возможные примеси к различным видам ЛРС.

Препараты на основе ЛРС, содержащего флавоноиды, их применение.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения: учебное пособие под ред. Г.П. Яковлева СПб.: СпецЛит, 2010

Дополнительные источники:

Государственная фармакопея СССР, Х1 издание, вып. 1, 2,   М., «Медицина», 1987, 1990
Фармакогнозия: Учебник – 4-е издание Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. М.: Медицина, 2002.
Фармакогнозия: Учебник – 5-е издание Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. М.: Медицина, 2007
Фармакогнозия: учебная практика Под ред. И.А. Самылиной М.: Медицина, 2011
Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие под.ред. И.А. Самылиной М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Ответственный редактор Н.Д. Круглов Смоленск: Смол.гос. пед. ин-т., 1997

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

Нормативная документация и государственная фармакопея:

· Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // https://www.rosminzdrav.ru/;

· Электронный справочник «Информио» для высших учебных заведений ( www.informuo.ru);

· Электронный библиотечный абонемент Центральной научной медицинской библиотеки Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова // https://www.emll.ru/newlib/;

· Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России // https://vrachirf.ru/company-announce-single/6191/;

· Российское образование. Федеральный образовательный портал. www.edu.ru/;

 

____________________________________________________________________________

Тема «Стандартизация лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов, содержащих флавоноиды. ЛР и ЛРС, содержащие флавоноиды»

Вариант 1

1. Качественный анализ ЛРС, содержащего флавоноиды: цианидиновая реакция, реакция с хлоридом алюминия, реакция с едкими щелочами, реакция с хлоридом железа (III) (указать особенности проведения реакции, аналитический эффект реакции).

2. Дайте латинское и русское названия производящего растения, семейства, сырья, описание внешних признаков растения и сырья, ареала культивирования, способа заготовки и сушки, охарактеризуйте химический состав, фармакологическое действие и применение травы горца птичьего.

Тема «Стандартизация лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов, содержащих флавоноиды. ЛР и ЛРС, содержащие флавоноиды»

Вариант 2

1. Качественный анализ ЛРС, содержащего флавоноиды: реакция с хлористым цирконилом, борно-лимонная реакция, реакция с раствором аммиака, реакция с диазореактивом (указать особенности проведения реакции, аналитический эффект реакции).

2. Дайте латинское и русское названия производящего растения, семейства, сырья, описание внешних признаков растения и сырья, ареала культивирования, способа заготовки и сушки, охарактеризуйте химический состав, фармакологическое действие и применение травы фиалки двухцветной.

Тема «Стандартизация лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов, содержащих флавоноиды. ЛР и ЛРС, содержащие флавоноиды»

Вариант 3

1. Качественный анализ ЛРС, содержащего флавоноиды: цианидиновая реакция, реакция с хлоридом алюминия, реакция с едкими щелочами, реакция с хлоридом железа (III) (указать особенности проведения реакции, аналитический эффект реакции).

2. Дайте латинское и русское названия производящего растения, семейства, сырья, описание внешних признаков растения и сырья, ареала культивирования, способа заготовки и сушки, охарактеризуйте химический состав, фармакологическое действие и применение травы хвоща.

Тема «Стандартизация лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов, содержащих флавоноиды. ЛР и ЛРС, содержащие флавоноиды»

Вариант 4

1. Качественный анализ ЛРС, содержащего флавоноиды: реакция с хлористым цирконилом, борно-лимонная реакция, реакция с раствором аммиака, реакция с диазореактивом (указать особенности проведения реакции, аналитический эффект реакции).

2. Дайте латинское и русское названия производящего растения, семейства, сырья, описание внешних признаков растения и сырья, ареала культивирования, способа заготовки и сушки, охарактеризуйте химический состав, фармакологическое действие и применение листьев земляники лесной.

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМУЛ К ЗАНЯТИЮ № 27

лютеолин кверцетин

 

формонетин изосалипурпозид

 

сульфуретин


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: