Система платежей за природопользование в РФ включает:
- платежи за природные ресурсы;
- платежи за загрязнение окружающей среды;
- платежи на воспроизводство и охрану ресурсов окружающей среды.
В Российской Федерации в настоящее время взимаются следующие виды ресурсных платежей –землю, воду, недра, лесные ресурсы и объекты животного мира.
Плата за землю.
1. Земельный налог – устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади. Размер налога зависит от местоположения плательщика и качества земли, но не зависит от итогов хозяйственной деятельности на земле.
2. Арендная плата – может устанавливаться в денежной и натуральной форме по договоренности арендатора с арендодателем.
Гражданский Кодекс РФ определяет следующие формы арендной платы:
- твердые платежи, дифференцированные по времени или единовременные;
- доля прибыли, полученной в результате использования земли;
- предоставление арендатором определенных услуг.
3. Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка земли определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Этот показатель может применяться при продаже земель в собственность, установлении долевой и совместной собственности, изъятии земельных участков в порядке выкупа для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью предоставления их гражданам, получения банковского кредита под залог земельного участка.
Объектами налогообложения являются земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли городов и других населенных пунктов.
|
Плательщиками являются физические и юридические лица.
Земельный налог выплачивается в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Юридические лица выплачивают начисленную сумму земельного налога систематически равными долями:
- по землям, связанным с основной деятельностью, - на себестоимость продукции и издержки обращения;
- по землям, не связанным с основной деятельностью, - по соответствующим методикам финансирования.
От уплаты земельного налога и на основании ст. 12 Закона «О плате за землю» освобождаются:
- государственные предприятия связи, или предприятия связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, предприятия водных путей и гидроэнергетики и т.д.;
- предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли, на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.
Плата за пользование водными ресурсами.
Взимается водный налог и плата на восстановление и охрану водных объектов.
Предметом налогообложения являются следующие виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- удовлетворение потребностей гидроэнергетики;
- использование акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, проведения буревых, строительных и иных работ;
- сброс сточных вод в водные объекты.
В зависимости от вида использования водных объектов платежная база может иметь следующий вид:
|
- объем забранной из водоема воды;
- объем продукции (работ, услуг), произведенных, выполненных при пользовании водным объектом без отбора воды;
- площадь акватории используемого водного объекта;
- объем сточных вод, сбрасываемых в водный объект.
При исчислении платы за воду, забираемую из водных объектов в пределах лимита водопотребления, ее размер составляет 30 % от установленного тарифа, за сверхлимитный забор – в 5-кратном размере от установленного тарифа.
Плата за воду в пределах лимитов включается в себестоимость, платежи за сверхлимитное использование осуществляются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
При добыче подземных вод взимаются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам.
Платежи, связанные с использованием водных объектов, поступают в федеральный бюджет (40 %) и бюджет субъекта РФ
Плата за пользование недрами.
Закон «О недрах» определяет следующую систему платежей за пользование недрами: платежи за право пользования недрами;
- отчисления на воспроизводство минеральной сырьевой базы;
- акцизы;
- платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
Платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна включают платежи за право на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений.
|
1. Плата за право пользования недрами может взиматься в форме:
- денежных платежей;
- части объема добытого сырья или иной производимой пользователем продукции;
- выполнение работ или предоставление услуг;
- зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия.
Форма платежей устанавливается в лицензии на природопользование.
По платежам за право пользования недрами может быть установлена скидка, которая предоставляется пользователю недр, осуществляющему добычу:
- дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, если он не нарушает условия рационального использования месторождения;.
- полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого, в результате выборочной отработки месторождения.
2. Отчисления (налог) на воспроизводство минерально-сырьевой базы выплачивают предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Отчисления поступают в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение (ранее существовал внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы).
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся следующим образом:
- поквартально – предприятиями со среднемесячной суммой отчислений менее 100 тыс. руб., а также субъектами малого бизнеса;
- поквартально – предприятиями с суммой отчисления от 10 до 100 тыс. руб.;
- авансовые, платежи 15, 25 и 5 числа месяца, следующего за отчетным, предприятиями с суммой отчислений более 100 тыс. руб.
3. Акцизы вводятся по отдельным видам минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении сверхплановой прибыли.
В соответствии с действующим Налоговым кодексом подакцизным минеральным сырьем является природный газ.
Плата за пользование лесными ресурсами (лесной налог).
Взимается в виде лесных податей или арендной платы (ст. 103 Лесного кодекса РФ).
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата – при аренде участков лесного фонда.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда,
Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования:
- за древесину, отпускаемую на корню;
- за побочное лесопользование (сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, размещение пасек);
- за пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических, спортивных целей.
В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда в соответствии с законом РФ «О плате за землю » (с изменениями и дополнениями от 07.06.96).
Плательщиками являются лесопользователи, заготавливающие древесину в лесном фонде и разрабатывающие лесные участки, не включенные в лесной фонд.
Порядок внесения платежей за лесные ресурсы:
- при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 м3 – полностью перед выпиской лесорубочного билета;
- при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме более 500 м3–по срокам: 15 февраля – 15 %; 15 марта – 10 %; 15 апреля – 10 %; 15 июня – 10 %; 15 сентября – 15 %; 15 ноября – 15 %; 15 декабря – 15%;
- при долгосрочной вырубке по лесорубочному билету с объемом отпуска более 500 м3 плата вносится по тем же срокам в течение года.
При этом часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы на древесину, отпущенную на корню, поступает в федеральный бюджет – 40 %, бюджеты субъектов РФ – 60 %, оставшиеся средства остаются в распоряжении лесхозов. Согласно ст. 106 Лесного кодекса РФ от уплаты в федеральный бюджет части платежей за лесные ресурсы освобождаются субъекты РФ, где лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. м3 (в настоящий момент 26 субъектов РФ освобождены от выплат в федеральный бюджет).
Для восстановления лесного фонда с 01.01.93 с юридических и физических лиц, заготавливающих древесину, взимаются отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Плата за загрязнение (экологический налог).
Плата за загрязнение (экологический налог) по действующему налоговому законодательству взимается с хозяйствующих субъектов за следующие виды вредных воздействий на окружающую среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов.
Изначально платежи за загрязнение окружающей природной среды должны были выполнять две функции: компенсаторную и стимулирующую.
Компенсаторная функция состояла в том, что предприятия-загрязнители должны были возмещать ущерб природе, причиненный от вредных веществ в штатном режиме функционирования (так называемая эколого-экономическая ответственность).
Стимулирующая функция платежей за загрязнение заключается в побуждении предприятий-загрязнителей к сокращению объема вредных веществ, выбрасываемых в окружающую природную среду.
В настоящий момент обе функции платежей за загрязнение не выполняются, так как:
- во-первых, размеры платежей не соответствуют величине ущерба, причиненного загрязнением, следовательно, не могут его компенсировать;
- во-вторых, объем капиталовложений в природоохранное оборудование намного превышает уровень платежей, и предприятию экономически более выгодно внести плату за загрязнение, а не инвестировать средства в новые природоохранные технологии или очистное оборудование.
В этой связи необходима корректировка и индексация платежей за загрязнение.
При определении платежей за загрязнение устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
- за выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Необходимо отметить, что при размещении отходов устанавливаются только лимиты. Вопросы, связанные со сверхлимитным загрязнением должны решаться дополнительно.
При определении размеров платежей учитывается экологическая ситуация и экологическая значимость регионов путем умножения на соответствующие коэффициенты.
Платежи за загрязнение, осуществляемое в объемах, не превышающих ПДВ и ПДС, относятся на себестоимость продукции; при превышении уровня допустимого загрязнения они выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении при-родопользователя после уплаты налогов.
Платежи за загрязнение окружающей среды направляются в экологические фонды различных уровней (90 % отчислений) и федеральный бюджет (10 % отчислений). В качестве платежей за вредные выбросы могут засчитываться затраты по выполнению природоохранных мероприятий, которые определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий».