Алгоритм работы с детским коллективом





Алгоритм действий администрации и психологической службы

1. При установлении факта либо подозрении на существование ситуации травли специалист (педагог, воспитатель, врач, психолог и др.), сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации (директору, завучу по воспитательной работе) в письменном виде.

2. Администрация совместно с психологической службой учреждения принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3.Для определения ситуации буллинга и его последствий проводится сбор соответствующей информации и психологическое обследование.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

- от самого пострадавшего;

- от возможных участников издевательств над жертвой;

- от свидетелей.

4. В результате проведенного анализа проясняются следующие аспекты:

- факты, подтверждающие наличие буллинга среди сверстников ;

- его длительность;

- его характер (физический, психологический, смешанный);

- основные проявления буллинга – что конкретно происходило, в каких формах выражалось;

- участники (инициаторы и исполнители буллинга);

- мотивация участников к буллингу;

- свидетели и их отношение к происходящему;

- поведение жертвы (пострадавшего);

- динамика всего происходящего;

- прочие важные для диагностики обстоятельства.

5. Принимаются комплексные меры для стабилизации ситуации

6. Определяется, кто и как будет контролировать ситуацию в дальнейшем.


Алгоритм работы с детским коллективом

(технология Людмилы Петрановской «7 шагов к прекращению травли в детском коллективе»)

 

  1. Взрослый, взявший на себя ответственность, должен поговорить с группой и назвать явление (ТРАВЛЯ), использовать приём «описание ситуации с точки зрения жертвы».

(Никаких «У Пети Смирнова не ладится с одноклассниками». Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют – это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит. У детей это может называться «мы его дразним» или «мы так играем» или «мы его не любим». Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это – недопустимо.

Приём: описать ситуацию с точки зрения жертвы. Предложить представить себе: «Вот вы приходите в школу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору – сзади смешки и шепот. Вы приходите на урок, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную – и обнаруживаете, что записанное задание кто-то спрятал. Вы хотите заглянуть в свой учебник – его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног на страницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: «Нужно уметь ладить с ребятами!» Ваше самочувствие? Как долго вы сможете это выдержать?»

Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не «представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только: как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе.

Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.)

 

  1. Дать однозначную оценку.

Например:

- «Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке.»

- «Люди на то и люди, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы… . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным.»

- Можно привести примеры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному.

 

  1. Обозначить травлю как проблему группы, избегая обвинений в конкретный адрес

(Когда на людей «наезжают», предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное – оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. В ответ на называние травли насилием, вы услышите: «А чего он? А мы ничего… а это не я» и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет.

Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно «он», кто именно что и т. д. Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть – насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль не деструктивной «альфы», которая «отвечает за здоровье класса». И, что особенно важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать.

С детьми постарше можно посмотреть и обсудить книгу «Повелитель мух» или

«Чучело». С маленькими – «Гадкого утенка».)

 

  1. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор.

(Задача – вывести детей из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.

Приём 1 - предложить детям оценить, каков их вклад в болезнь класса под названием «травля». Допустим 1 балл – это «я никогда в этом не участвую», 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах – сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, «троек» не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни в коем случае нельзя пытаться уличить: нет, на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать: «Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить – это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети.

Если конфронтация более жесткая использовать

Приём 2 Обсуждение сказки Андерсена «Гадкий утенок»: Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать.

Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?».

(Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей? Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в

травле, это тоже подходит).

 

  1. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт.

(До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому. Момент, когда прежняя, «плохая» групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе. Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе.

Например: «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся – их разнимают». Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по- разному чувствительны, и то, что для одного – дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. «Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно». Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала. Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется «заключение контракта Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью)

 

  1. Мониторинг и поддержка позитивных изменений

- регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь.

- использовать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д.

- ставить спектакли, сочинять сказки или делать коллажи про «хронику

выздоровления», сделать «график температуры» и т. д.

 

Суть в том, что группа постоянно получает искренний интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.

 

  1. Гармонизировать иерархию.

- праздники,

- конкурсы,

- смотры талантов,

- походы, экспедиции,

- игры на командообразование

Пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней.

Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее.

Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей «альф», «бет» и «омег», гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той – другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.

 

Заключение

Ведущий: сегодня мы убедились, что проблему буллинга нельзя решить разовыми, краткосрочными методами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). Так же ошибочно считать, что работу следует передать исключительно психологу или классному руководителю, или переадресовать проблему родителям.

Правильным будет создать условия недопустимости буллинга в образовательной среде, организовать систему профилактики, включающую в себя меры, направленные на создание в школе атмосферы безопасности. О первичной профилактике в нашем образовательном учреждении расскажет завуч по воспитательной части Пименова И. Н.

В заключение нашего занятия я хочу подарить вам памятки – рекомендации по проведению индивидуальной работы с жертвами и обидчиками. А теперь я прошу вас ответить на вопрос: «Что нового я узнал о буллинге»

 

ПАМЯТКА





Читайте также:
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.071 с.