Занятие 30
Тема:«Алкалоиды. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие ациклические, алициклические, пиридиновые, пиперидиновые, тропановые, пиролидиновые и пиролизидиновые алкалоиды»
Цель занятия: изучить лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие ациклические, алициклические, пиридиновые, пиперидиновые, тропановые, пиролидиновые и пиролизидиновые алкалоиды. (ПК-5, ПК-17).
Задачи:
· рассмотреть классификацию и общую характеристику алкалоидов, их физико-химические свойства;
· обучить студентов распознавать лекарственные растения по внешним признакам на гербарных образцах и отличать их от возможных примесей, анализировать лекарственное растительное сырье, содержащее данную группу алкалоидов, определять подлинность сырья макро- и микроскопическими методами анализа и давать заключение о качестве сырья с использованием научно-технической документации (НТД);
· изучить латинские названия, географическое распространение, условия местообитания, районы культуры; сроки и приёмы сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья; химический состав, структурные формулы действующих веществ; медицинское применение лекарственного растительного сырья и препаратов, содержащих данную группу алкалоидов.
Взаимосвязь с другими дисциплинами: Под алкалоидами понимают особую группу азотистых органических соединений, основного характера, имеющих обычно довольно сложный состав, встречающихся в растительных организмах и, часто, обладающих сильным фармакологическим действием. Изучение данной темы возможно получив базовые знания по ботанике (морфология лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды), органической химией (строение алкалоидов), биохимией (процессы распада и синтеза алкалоидов в растительном организме), латинским языком (название растений, семейства, сырья).
|
Средства обучения: гербарные образцы, лекарственное растительное сырье: листья дурмана, плоды перца красного, семена дурмана индейского, плоды дурмана индейского, микроскопы, ручные лупы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, стеклянная палочка, сердцевина бузины, 3 % раствор щелочи, глицериновая вода, р-р хлоралгидрата.
Содержание занятия: практическая работа «Фармакогностический анализ ЛРС, содержащего алкалоиды (алициклические и тропановые)».
Воспитательное значение темы: диалектико-материалистическое воспитание; санитарно-гигиеническое воспитание.
Студент должен знать:
1. до изучения темы:
- понятие об алкалоидах, их химический состав, классификацию;
- физико-химические свойства алкалоиды;
- иметь представление о строении основных алкалоидов.
2. после изучения темы:
- применение алкалоидов в медицине;
- ботаническое описание лекарственных растений, их ареал распространения;
- описание лекарственного растительного сырья, основные группы БАВ, входящих в его состав, фармакологическое действие и применение лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды.
Студент должен уметь:
1. Проводить макроскопический анализ ЛРС, содержащего алкалоиды.
2.Проводить микроскопический анализ ЛРС, содержащего алкалоиды.
3. Различать по гербарным образцам ЛР, содержащие алкалоиды.
|
4. Идентифицировать возможные примеси к ЛРС, содержащему алкалоиды.
Методика проведения занятия:
Хронометраж занятия.
1. Текущий тестовый контроль по теме (15 мин)
2. Устный опрос по теме (25 мин).
3. Выполнение практической части занятия (60 мин).
4. Подведение итогов занятия (35 мин).
Итого 135 мин
Вступительное слово.
Во вступительном слове преподаватель поясняет цели и задачи занятия, значение полученных знаний для будущей практики
Контроль исходного уровня знаний.
Проверяется исходный уровень знаний студентов в виде контрольных вопросов и тестовых заданий.
Вопросы к занятию:
1. Дайте определение класса природных соединений - алкалоидов. Укажите особенности их строения.
2. Приведите классификацию лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды. Укажите, на чем она основана. Приведите формулы основных структур для каждой группы.
3. Классификация алкалоидов и ЛРС, содержащего эту группу БАВ. Формулы БАВ: галегин, эфедрин, псевдоэфедрин, пирролидин, анабазин, никотин, атропин, скополамин.
4. Работы отечественных и зарубежных ученых по изучению алкалоидо- носных растений.
5. Укажите физико-химические свойства алкалоидов-оснований и алкалоидов-солей.
6. Латинские и русские названия производящих растений и семейств всех растений, ЛРС изучаемой темы.
А) Ациклические
1. Сферофиза солонцовая (Spaerophysa salsula)
2. Козлятник лекарственный (Galega officinalis)
Б) Алициклические
3. Перец однолетний (Capsicum annuum)
4. Эфедра хвощевая (Ephedra equisetina)
5. Безвременник великолепный (Colchicum speciosum)