СОЗДАНИЕ АКАДЕМИИ НАУК, ОТКРЫТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ




CОДЕРЖАНИЕ

  ВЕК XVII - НАЧАЛО ОТКРЫТИЕ СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ
BEK XVIII СОЗДАНИЕ АКАДЕМИИ НАУК, ОТКРЫТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ
BEK XIX РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
BEK XX СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
BEK XXI ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ДАГЕСТАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ВЕК XVII - НАЧАЛО.

ПЕРВОЕ В РОССИИ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

 

1.1. ОТКРЫТИЕ АКАДЕМИИ

Начало всему высшему образованию в России дала Славяно-Греко-Латинская Академия, открытая в 1687 году. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России.

Академия была создана по инициативе педагога и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого (учителя царских детей) и его ученика Сильвестра (Медведева). В основу Академии были положены открытая ещё в 1682 году Типографская и созданная в 1685 году Богоявленская школы. В конце 1686 года было начато строительство специального здания для Академии.
   
Первым документом Академии была «Академическая привилегия», переданная на учреждение царю ФеодоруАлексеевичу в 1682 году, в которой устанавливался статус Академии, равный статусам западноевропейских университетов   Греческое название: Σλαβοελληνολατινική Ακαδημία, Латинское – Academia Slavo-Graeco-Latina Привилегия на Академию (учредительный документ Академии)
     

1.2. ПЕРВЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Первыми преподавателями Академии стали двое известных греческих учёных-монахов — братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего учебного заведения.

В 1685 году начались занятия в древнем московском Богоявленском монастыре. Поначалу обучали лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в неё риторику. С этого времени и до 1710 года академия называлась «Еллино-греческою».

В конце 1686 года было начато строительство специального здания для Академии. Уже в 1687 году братья Лихуды переместились со своими учениками в двухэтажные палаты, выстроенные на территории Заиконоспасского монастыря. Этот год и принято считать годом открытия Академии. В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии.  

ОБУЧЕНИЕ В АКАДЕМИИ

Академия исторически была сформирована как всесословное высшее образовательное учреждение. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100,

Среди первых студентов были русские, украинцы, белорусы, македонцы и грузины. Одним из семи первых учеников был Фёдор Поликарпов.

В первое время преподавание в академии носило схоластический характер.  

 

Преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры. Прохождение курса тогда было рассчитано на 12 лет, но срок обучения был не ограничен. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет. Обучение было разделено на 8 классов или, как в то время говорили, на 8 «школ», которые включали в себя 4 низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие». Обучение велось круглый год.

В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. По истечении четырёх лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык, чтобы через два года говорить на нём, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Отдельный предмет в Академии составляла поэзия.

Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы —математические, инженерные, медицинские, так как хорошо владели иностранными языками. Учеников из бедных слоёв населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.

Наиболее известными студентами и выпускниками Академии были:

Михаил Васильевич Ломоносов — выпускник Академии, известный российский учёный, основатель МГУ

Дмитрий Иванович Виноградов — основоположник русского фарфора, однокурсник Ломоносова М. В.

Антиох Дмитриевич Кантемир — известный дипломат, поэт

Фёдор Григорьевич Волков — основатель русского театра

Леонтий Филиппович Магницкий — автор первого русского учебника математики

Степан Петрович Крашенинников — известный путешественник, исследователь Севера и Востока России

Василий Иванович Баженов — известный российский архитектор

Пётр Васильевич Постников — первый в истории России доктор философии и медицины

Иннокентий Иркутский — святитель

Паисий Юрков, епископ Русской Православной Церкви

 

  МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ – САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ВЫПУСКНИК АКАДЕМИИ   ЛЕОНТИЙ ФИЛИППОВИЧ МАГНИЦКИЙ – АВТОР ПЕРВОГО В РОССИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Славяно-Греко-Латинская Академия была закрыта в 1814 году. С этого времени она функционировала как Московская духовная академия и являлась

крупнейшим центром духовного образования в России. Её выпускники – выдающиеся проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Со второй половины XIX века до начала XX века в Академии трудились широко известные богословы и ученые: В.О.Ключевский, Е.Е.Голубинский, М.Д.Муретов, священник Павел Флоренский и другие.  

 

АКАДЕМИЯ СЕГОДНЯ

В начале XXI века организуется новое негосударственное[ высшее учебное заведение под тем же названием (СГЛА), лицензия получена в 2011 году. По мнению ректора СГЛА С. Н. Храмешина, идёт процесс восстановления исторического, государственного и образовательного значения Славяно-Греко-Латинской Академии. Согласно выданным лицензиям, Славяно-Греко-Латинская Академия в настоящее время реализует образовательные программы бакалавриата и магистратуры по социально-экономическим, гуманитарным и техническим направлениям. Согласно данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности действующая СГЛА является правопреемницей исторического наименования Славяно-Греко-Латинская Академия.

 

Строения Славяно-греко-латинской академии расположены

на территории Заиконоспасского монастыря, вдоль Китайгородской стены.

На фото — за вестибюлем метро и Круглой башней

BEK XVIII

СОЗДАНИЕ АКАДЕМИИ НАУК, ОТКРЫТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ

2.1. РЕФОРМЫПЕТРА ВЕЛИКОГО.

 

  Петр I мечтал о создании единой внесословной системы образования. Созданная им система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования. Именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). Задача общего образования не ставилась, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования.  
  Благодаря Петру Великому в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, приказная, госпитальная, и другие школы  
       

. Любимым детищем Петра была Академия наук, куда были приглашены ученые-иностранцы.. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти – в 1726 году.

 

2.2. СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Основание Московского университета связано с деятельностью великого русского ученого и педагога М.В.Ломоносова Он написал проект создания университета и сети гимназий, то есть российского образования. И.И.Шувалов взял кураторство над этим проектом и доложил проект Ломоносова со своими поправками императрице Елизавете, любимой дочери Петра I, которая в день рождения матери И.И.Шувалова Татьяны - 12 января (25-го по новому стилю) 1755 года подписала указ об учреждении Московского университета. С этой даты ведет отсчет история Московского университета.

 

В проекте учреждения университета было сказано, что Москва выбрана по "великости своего народонаселения, по своему положению в сердце государства Российского. В средоточии народной жизни, под сенью древней святыни Кремля, наука глубже могла пустить корни свои в Русскую жизнь".

Занятия в университете начались весной 1755 года в доме у Воскресенских ворот, где сейчас находится здание Государственного исторического музея. В том доме ранее находилась Главная аптека, позже - правительственные учреждения и, в частности, золотые запасы России.

С момента своего основания Московский университет стал играть особую роль в истории России.

В 1756 году на Моховой улице при нем были открыты типография и книжная лавка. Этим было положено начало отечественному книгоизданию и газетному делу. Тогда же первых читателей приняла университетская библиотека, которая более ста лет была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

 

Итак, Московский университет учрежден. И почти сразу в нем свершился, без преувеличения сказать, подвиг: было свергнуто иго латинского языка. В 1767 году императрица Екатерина II приказала куратору университета М. Хераскову преподавать по-русски. Этот указ был с восторгом принят университетскими профессорами, которые не отрицали в целом латынь как язык мировой науки, но стремились преподавать все же на родном языке. Тем самым сбылась мечта ученика Ломоносова, первого профессора Московского университета Н. Поповского, который еще в год учреждения университета, в 1755 году, сказал: "Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно".

В Московском университете в первые десятилетия его существования набор студентов проводился не ежегодно, а примерно раз в три года. Каждый профессор продолжал свой курс в течение 2-3 лет и лишь по окончании его начинал новый для нового состава слушателей.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды».

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при его участии крупнейших центров отечественной науки, образования и культуры. Около 60 вузов ведут свое начало непосредственно от Московского университета. Сейчас это - Московская медицинская академия, Московский геологоразведочный институт, Московский физико-технический институт, Московский институт международных отношений, Ульяновский университет и многие другие.

 

Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. в России XVIII века были хорошо известны труды Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка.  
     
Видное место в российском просвещении заняла княгиня Е.Р.Дашкова. Она получила блестящее по тому времени, но поверхностное и чисто светское образование, но училась впоследствии всю жизнь, расширяя сферы своих интересов. Она хорошо разбиралась в экономике, истории, получила начальные знания по географии, геологии, химии, знала иностранные языки, по ширине и полноте образования обгоняя многих своих современников более почтенного возраста. Путешествуя по Европе, она интересовалась людьми и политикой, литературой и искусством. Во Франции она встречалась с королевой Марией-Антуанеттой, с великими вольнодумцами-энциклопедистами, в Пруссии – с королем Фридрихом II, в Ватикане - с Папой Римским.
       

Дидро и Вольтер высоко ценили беседы с ней. Обо всем увиденном за границей Дашкова сообщала в письмах Екатерине II. Ее путешествие завершилось, когда императрица предложила ей вернуться в Россию и возглавить Академию наук. 23 января 1783 года указом государыни княгиня Дашкова была назначена директором существующей Академии наук в Петербурге и стала первой в мире женщиной-директором Академии. Ее собственным детищем было создание Российской Академии русского языка и словесности, открывшейся 21 октября 1783 года.

BEK XIX



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: