ЧЕБОКСАРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
МОСКОВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра «экономика и менеджмент»
Реферат
по дисциплине «Рынок ценных бумаг» 0
на тему «Первичный и вторичный рынки ценных бумаг и 1
Их отличительные признаки» 0
Выполнила:
студентка группы 191-Ч011
Степанова Эмма Галимулловна
учебный шифр 19210
Проверил:
Доцент Иванцев Н.А.
Чебоксары 2021
Содержание
1. Основные понятия…………………………………………………...2
2. Первичный рынок ценных бумаг…………………………………...3
3. Функции первичного рынка ценных бумаг……………………….9
4. Вторичный рынок ценных бумаг………………………………....10
5. Отличия первичного и вторичного рынков ценных бумаг……...17
Список использованной литературы…………………………………...20
Основные понятия.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это экономические отношения между участниками рынка по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Можно сказать, что на рынке ценных бумаг происходит реализация атрибутов ценных бумаг. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.
Первичный рынок ценных бумаг – это рынок первых и повторных эмиссий (выпусков) ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.
Размещение вновь выпущенных ценных бумаг называется первичным размещением или эмиссией, а организация, производящая первичное размещение – эмитентом. Покупатель вновь выпущенных ценных бумаг называется инвестором. Участник первичного рынка может выступать как в роли эмитента, так и в роли инвестора.
Вторичный рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений по поводу обращения (отчуждения) ценных бумаг между участниками рынка, возникающих после процесса их эмиссии (размещения), и их выбытия из обращения.
|
Несмотря на то, что на практике первичный и вторичный рынки ценных бумаг относительно обособлены друг от друга, их следует рассматривать в диалектическом единстве; друг без друга они существовать не могут. Их связывает общность процессов, происходящих в мире экономики и финансов.
Первичный рынок ценных бумаг.
Первичный рынок ценных бумаг – понятие, в общем-то, абстрактное: не существует какого то места в пространстве, где бы он располагался. Ежедневно сотни предприятий производят размещение новых ценных бумаг. Поэтому можно говорить о том, что первичный рынок существует в распределённой форме. Как уже ранее говорилось, на первичный рынок ценные бумаги поступают большими сериями или траншами.
Субъекты (участники) первичного рынка ценных бумаг:
1. Физические лица;
2. Юридические лица – промышленные компании, фирмы коммерческие банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды;
3. Государство, органы регионального и муниципального управления.
На первичном рынке также активно действуют инвестиционные банки и компании, помогающие остальным участникам рынка осуществлять грамотные вложения; можно утверждать, что эти институты выполняют сервисные функции. Кроме того, инвестиционные банки и компании, работая одновременно с несколькими эмитентами, связывают первичный рынок ценных бумаг в единое целое (об этом мы поговорим позднее).
На первичном рынке размещаются в основном акции и облигации. О первичном рынке векселей не говорят, так как в настоящее время они практически не выпускаются серийно. Исключение составляют финансовые векселя, размещаемые коммерческими банками, государством, регионами и органами муниципального управления; эти векселя представляют из себя, по сути, бескупонные облигации.
|
Юридические лица размещают на первичном рынке акции для:
1. Формирования уставного фонда;
2. Увеличения уставного фонда;
3. Реорганизации.
Деньги, полученные за размещённые акции, могут быть направлены эмитентом на самые разнообразные нужды: например, на капитальное строительство или реформирование системы управления.
|
| |||||||||
Рис. 1. Инвестор на первичном рынке ценных бумаг
Как мы знаем, акция предоставляет владельцу право на управление акционерным обществом. Следовательно, размещая акции на первичном рынке, руководство компании вынуждено будет впоследствии делиться властными полномочиями с акционерами.
Паевые инвестиционные фонды размещают свои акции (паи) среди инвесторов, привлекая, таким образом, необходимый капитал.
Государство, органы регионального и муниципального управления, а также частные инвесторы акции не выпускают.
Органы власти ни с кем не делятся властными полномочиями в обмен на деньги: государство – это не акционерное общество. Частный же инвестор, сам по себе, не образует акционерного общества, следовательно, ни о какой эмиссии акций речь в данном случае не идёт.
|
И если перечень участников первичного рынка ценных бумаг выступающих на нём в роли эмитентов ограничен, то инвестором может быть каждый.
Инвесторы делятся на два больших класса:
1) Индивидуальные;
2) Институциональные.
Индивидуальные инвесторы вкладывают свои денежные средства на рынок ценных бумаг самостоятельно или через институциональных инвесторов, которые выступают в роли посредников.
Рис. 2. Индивидуальные и институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг
К институциональным инвесторам относятся: коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды.
Инвестор покупает акцию с целью:
а) Получения дохода;
б) Размещения временно свободных денежных средств;
в) Получения контроля над предприятием-эмитентом.
г) Доход от акции складывается из двух компонентов:
д) Получения дивидендов;
е) Роста стоимости акции на вторичном рынке.
Ошибаются те, кто считает, что основной доход по акции составляют дивиденды. Очень часто акционерное общество принимает решение вообще их не выплачивать; часть прибыли, приходящаяся на дивиденды акционерам, направляется на развитие производства. – Впрочем, эти вопросы относятся уже к дивидендной политике конкретного предприятия. Регулярная выплата дивидендов поднимает престиж компании и привлекает потенциальных инвесторов.
Основной доход по акциям может быть получен при их продаже на вторичном рынке по более высокой цене. Однако иногда инвестор может понести убыток – курс акций может сильно упасть. Об этом всегда следует помнить. Акция – достаточно рискованный объект вложений.
Акция, регулярно приносящая дивиденды, но курс которой на вторичном рынке в течение долгого времени не меняется, называется на Западе «дойной коровой».
Юридические лица размещают на первичном рынке облигации для:
1) Привлечения денежных средств на реализацию каких-либо проектов;
2) Документального оформления и реструктуризации долга;
3) Погашения локального дефицита бюджета.
Государство, органы регионального и муниципального управления также выходят на первичный рынок облигаций в качестве эмитентов. Первичный рынок государственных облигаций очень тесно связан с вторичным рынком; вместе с ним он образует единую систему, играющую в жизни общества огромную роль.
Физические лица, как правило, облигаций на первичном рынке не размещают, так как с точки зрения всего рынка объём их займов незначителен, а гарантии ненадёжны.
Инвесторами на первичном рынке могут выступать все участники рынка. С точки зрения инвестора облигация – это инструмент:
а) Получения дохода;
б) Размещения временно свободных денежных средств;
в) Планирования финансовой деятельности предприятия;
г) Страхования от понижения процентной ставки.
Доход владельца облигации (инвестора) складывается из номинальной стоимости и купонных процентов (в общем случае). Для того чтобы первичный рынок облигаций успешно функционировал, инвесторы должны располагать необходимым объёмом временно свободных денежных средств, достаточным для покупки серии облигаций. Так как каждая облигация имеет фиксированное время погашения, покупая её, инвестор может планировать свою будущую финансовую деятельность; впрочем, он может продать её досрочно на вторичном рынке, если таковой существует.
Облигацию с фиксированными купонными выплатами можно рассматривать как инструмент страхования от понижения процентной ставки, так как если ставка падает, владелец облигации оказывается в выигрыше: он заранее вложил свои деньги с выгодой.
Если же инвестор приобрёл облигацию, а на следующий день процентная ставка, скажем, по депозитам, возросла, то тогда ему приходится мириться с недополученной прибылью.
Покупая облигацию, нужно быть уверенным в том, что курс валюты, в которой номинирована облигация, не упадёт; в противном случае эти вложения могут обесцениться.
Цель эмитента акций на первичном рынке ценных бумаг – размещение запланированного транша по максимально возможной цене. Разница между фактической совокупной ценой размещения серии новых акций и их совокупной номинальной стоимостью называется учредительской прибылью. Эмитент вправе рассчитывать на учредительскую прибыль, если инвесторы проявят повышенный интерес к траншу, и, таким образом, спрос превысит предложение.
Цель эмитента облигаций на первичном рынке ценных бумаг – размещение запланированного транша по максимально возможной цене. Чем выше будет цена покупки облигаций инвесторами, тем дешевле обойдётся заем эмитенту. Размещая облигации, эмитент обязан предусмотреть конкретный механизм выплаты процентов по ним и их погашения. Объём выпуска надо сделать оптимальным: на облигации должен сохраняться спрос со стороны инвесторов, следовательно, объём эмиссии не должен быть большим. Кроме того, чем больше компания занимает на рынке, тем больше ей придётся отдавать! – Перед выходом на первичный рынок необходимо специальное исследование. В проведении таких исследований эмитентам помогают инвестиционные банки и компании.
Некоторые заёмщики финансируют погашение предыдущих выпусков облигаций за счёт новых серий; хотя в отдельных случаях это допустимо, в целом этот метод порочен.
Цель покупателя акций (инвестора) на первичном рынке – купить подешевле надёжные акции наиболее перспективных предприятий, чтобы затем получить обильные дивиденды и выиграть в дальнейшем от роста стоимости ранее купленных ценных бумаг.
Цель покупателя облигаций (инвестора) на первичном рынке – купить подешевле надёжные облигации наиболее перспективных эмитентов, чтобы затем получить доход в виде разницы между ценой покупки и продажи (погашения) облигации, а также в виде купонных процентов.
Кроме того, каждый конкретный эмитент и инвестор по-разному оценивают цену акции или облигации. Поэтому на рынке ценных бумаг имеет место также конфликт представлений.