Профилактика буллинга в подростковом возрасте




Основные виды буллинга

Рассмотрим основные виды буллинга.
Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает самооценку. В этом случае оружием служит голос. Выделяют следующие виды эмоционального насилия:

 

· насмешки, присвоение кличек, с которыми постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня и оскорбляя его, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. Этот вид буллинга зачастую направлен на тех жертв, которые имеют заметные отличия во внешности, акцент или особенности голоса, высокую или низкую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. Использование анонимных телефонных звонков – распространенная форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя

· отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой. Инициатором использования этого метода, как правило, выступает хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах. С ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К данному виду насилия относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники. В крайних случаях применяется оружие, например нож. Как подчеркивает И.Г. Малкина-Пых, такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек.

Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному совращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает (во время раздевания, отправления естественных нужд и т. д.).
Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица. В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву могут принуждать к воровству имущества – такая тактика используется для возложения вины исключительно на жертву. Исследователь О.А. Мальцева отмечает, что появилась новая разновидность школьного буллинга – кибербуллинг, при котором жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

 

Какие дети становятся булли—преследователями (По данным норвежского психолога Дана Ольвеуса, автора книги «Буллинг в школе: что мы знаем и что можем сделать»):

 

1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;

2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;

3. физически сильные мальчики;

4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Жертвы буллинга
Жертвами насилия становятся дети, имеющие:

 

· физические недостатки;

· особенности поведения;

· особенности внешности;

· плохие социальные навыки;

· cтрах перед школой;

· отсутствие опыта жизни в коллективе;

· болезни;

· низкий интеллект и трудности в обучении.

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

 

· физические недостатки. Детей с физическими недостатками – носящих очки, имеющих сниженный слух или нарушения движений (например, при ДЦП), т. е. тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя, – обижают гораздо чаще, чем остальных;

· особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети нередко бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают "ответный удар". Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно.

· особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

· плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Такой ребенок смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: "ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это".

· страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых тоже были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;

· отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не имеющие опыта взаимодействия в детским коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении. При этом часто они превосходят своей эрудицией и умениями детей, посещавших детский сад;

· болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;

· низкий интеллект и трудности в обучении. Слабые способности детерминируют и низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку:"Я не справлюсь. Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Таким образом, буллингом можно считать умышленное длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие над индивидом со стороны лица или группы, имеющих определенные преимущества (физические, психологические, административные и т. д.). Их действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Такое насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у некоторых лиц).


А также жертвами буллинга могут стать дети, которые:

 

*верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие насилия преследователей;

*страдающие от одиночества;

*имеющие негативный опыт жизни;

*из социально-неблагополучных семей;

*испытывающих физическое насилие дома;

*страдающие комплексом неполноценности;

*не верящие в защиту их педагогами;

*предпочитающие умалчивать о насилии и травле;

*не считающие себя значимой частью своего коллектива;

*смирившиеся с этим насилием, как со своей судьбой;

*верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие издевательств.


Инициаторами травли также могут быть дети:

 

1. мечтающие быть лидерами в классе;

2. желающие быть в центре внимания;

3. с высоким уровнем притязания;

4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;

5. дети, не признающие компромиссов;

6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;

7. интуитивно чувствующие- какие одноклассники не окажут сопротивление;

8. со слабым самоконтролем.

 

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-булли, то остальные-последователи инициаторов травли одноклассников.

 

«Союзники» булли чаще всего дети:

 

1. боящиеся быть на месте жертвы;

2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;

3. дорожащие своими отношениями с лидером;

4. поддающиеся влиянию «сильных мира сего » в классе;

5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;

6. без собственной инициативы;

7. принимающие травлю за развлечение;

8. дети жестоких родителей;

9. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;

10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

 

Агрессивный или гиперактивный школьник, предчувствуя возможность стать жертвой буллинга, сам становится его инициатором. Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

 

Особенности детей, являющихся провокативными жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

 

--- гиперактивность и повышенная возбудимость;

---плохая успеваемость;

---ябеды;

---синдром дефицита внимания;

---любимчики учителей;

---с трудом усваивающие чтение и письмо;

---гиперопекаемые родителями;

---воображалы;

---хвастуны;

--- «белые вороны» во внешности (например, заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, тики, косоглазие,…)

---неопрятно одетые или же супер одетых;

---одарённых;

---кичащихся достижениями своих родителей;

---не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;

---вундеркиндов;

---интроверты с затруднённой коммуникацией;

---часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;

---необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников(а это, как выи понимаете, может быть что угодно);

---дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;

---дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране,…

 

Три главных фактора, помогающих найти детей группы риска по буллингу:

 

1. «Правоцирующие особенности жертвы»-всё чем отличается.

2. «Множественный стресс»-- и дети изгои, и жертвы имеют множество проблем: от социального неблагополучия и конфликтов в семье, до плохого здоровья, затруднений коммуникации со сверстниками;

3. «Стигматизация-национальные и физические особенности ребёнка.

Жертвы буллинга чаще всего скрывают свои проблемы от взрослых. Только во время кризисных и экстремальных ситуаций,суицидальных попытках, родственники узнают правду. Как же узнать по поведению вашего ребёнка, если какие-то признаки школьной дедовщины?

 

Особенности поведения жертв буллинга дома (мнение доктора психологии США Тэда Фейнберга):

 

1. Ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.

2. Возвращается из школы подавленным.

3. Часто плачет без очевидных причин.

4. Никогда не вспоминает никого из одноклассников.

5. Одинок.

6. Очень мало говорит о своей школьной жизни.

7. Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

 

Родители должны обратить внимание на изменение в поведении ребёнка (агрессивность, обидчивость, раздражительность).Школьник не хочет поддерживать разговоры о дедовщине в школе-не желает вспоминать о насилии. К сожалению, ужас и страх, перенесённый таким ребёнком, может преследовать его долгие годы, проявляясь в постстрессовых расстройствах.

Сторонние наблюдатели буллинга-дети и взрослые, боящиеся вмешиваться, показывают при этом своё бессилие или безразличие. К сожалению такими наблюдателями,крайне редко, но бывают и педагоги, считая что невмешательство способствует взрослению ребёнка и приобретению им опыта мужественности.И это совершенно неправильно, так как при невмешательстве в школьный буллинг-он расцветает. Если же предотвращать это- террор уже в зачатке чахнет после единичной попытки. К сожалению, бывает и насилие педагога над учениками, но крайне редко. Случаи единичны и их сразу искореняют.

 

Каковы последствия буллинга?

 

Иногда последствия террора продолжаются у жертвы всю жизнь, калеча и продолжая испытания. И возможно даже развитие серьёзного посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое включает 5 фаз развития:

 

1. Фаза отчаяния-повышенный уровень тревожности, когда ребёнок ещё плохо осознаёт происходящее с ним.

2. Фаза отрицания—попытка вытеснить из памяти происшедшее с ним. Могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и бессонница.

3. Фаза навязчивости или депрессии. Смирение с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения.

4. Фаза прорабатывания того, что произошло, с осознанием причины происшедшего.

5. Фаза завершения-появляется надежда на будущее.

 

Возможна впоследствии и армейская дедовщина, и дедовщина на работе. Самое главное, если буллинг был прерван в самом начале, то последствия минимальны в виде слабых негативных эмоций. Школьный буллинг – явление системное и комплексное. Поэтому, кроме врачей, психотерапевтов, психологов, которые занимаются, как правило, уже с теми детьми, которые подверглись травле и издевательствам со стороны своих сверстников и одноклассников, к изучению и профилактике этого явления должны, подключиться школьные учителя и социальные педагоги.

 

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

 

· притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

· боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, опаздывают;

· поведение и темперамент меняются;

· явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

· частые просьбы дать денег, воровство;

· снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

· постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

· молчаливость, нежелание идти на разговор;

· суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал жертвой буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

 

Профилактика буллинга в подростковом возрасте

Проблема профилактики буллинга имеет большое значение и заслуживает широкого освещения в силу многих причин. Во-первых, данная форма агрессивного поведения глубоко травмирует психику ребенка. Во-вторых, в условиях экономической нестабильности, бедности, обилия агрессии в нашей повседневной жизни, стрессов, которые характерны для большинства населения нашей страны, повышается риск распространения этого явления.


Отечественные исследователи, Е.Н. Пронина в частности, отмечают, что жестокие отношения между учениками – в наше время дело обычное.
Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например поведение "жертвы", подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на "жертв", но и на "агрессоров", т. к. если проявление агрессии оказывается эффективным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Профилактика буллинга (деятельность по его предупреждению или удержанию на социально приемлемом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих его причин) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв".
В переводе с английского языка буллинг означает травлю, запугивание, третирование. Понятие "буллинг" рассматривается от узкого (видеосъемка драки) до масштабного (насилие вообще).

 


Исследование в рамках профилактики буллинга.
По запросу администрации МОУГ № 4 г. Тулы в ноябре – декабре 2012 г. на базе учреждения было проведено эмпирическое исследование в рамках профилактики буллинга в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 30 учащихся в возрасте 11–12 лет, из них 18 мальчиков, 12 девочек.
Была составлена диагностическая программа исследования, представленная следующими методиками: "Шкала эмоционального отклика" А. Меграбяна и Н. Эпштейна, экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), опросник Басса – Дарки, тест "Описание поведения в конфликте К. Томаса", социометрия (Дж. Морено).

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

 

1. 34% детей имеют низкий уровень развития эмпатии. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими.

2. 41% испытуемых можно отнести к группе риска, т. к. у них в ходе обследования выявлен низкий уровень толерантности. Их результаты свидетельствуют о высокой интолерантности и наличии выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. У 37% детей выявлен средний уровень толерантности: это говорит о том, что в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других – могут проявлять интолерантность.

3. 35% подростков относятся к категории "агрессивные". Для них характерны высокие показатели по большинству шкал. У таких детей велико стремление к применению физической силы против другого лица, они демонстрируют высокую склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости. Им свойствен высокий уровень негативизма как оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; у них высокий показатель по шкале "обида", трактуемая авторами опросника Басса – Дарки как зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мни-мые страдания. Они проявляют повышенную подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить им вред.

4. 27% испытуемых предпочитают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23% – готовы к сотрудничеству, т. е. приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20% подростков выбирают избегание, или уход, для которого характерно отсутствие стремления как к кооперации, так и к достижению собственных целей. Около 17% – могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. 13% детей предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.

5. 18% подростков по результатам применения социометрической методики могут быть отнесены к категории "непринятые". Это члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого поведения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).

 

 

Программа профилактики буллинга.
Так как диагностика выявила проблемные участки, была разработана программа профилактики буллинга в подростковом возрасте, направленная на решение следующих задач:

 

· снижение агрессивных и враждебных реакций;

· оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;

· формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;

· развитие толерантности, эмпатии.

Программа рассчитана на 16 занятий, продолжительность одного занятия – 60–90 минут. Интенсивность занятий – 1–2 раза в неделю. В программе используется преимущественно групповая форма работы.

Групповые правила проведения занятий:

 

· добровольное участие,

· искренность,

· уважение,

· внимательное слушание,

· безоценочность,

· активность,

· открытая обратная связь,

· доверительность в общении,

· одобрение и взаимная поддержка.

Структура занятия:
1. Вводная часть – набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности.
2. Основной этап – беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия.
3. Рефлексия – в конце каждого занятия участники делятся своими чувствами.
Основу программы составляют различные игры и упражнения. Педагог-психолог по своему усмотрению может их группировать и сочетать – в зависимости от целей, которые он поставил, работая со школьниками по проблеме профилактики буллинга.
Рассмотрим примеры игр и упражнений, используемых в программе.

Игра "Путаница"
Инструкция. Выбирается водящий, он выходит за дверь. Остальные встают в круг, держась за руки, и "запутываются", меняя свое местоположение, поворачиваясь под разными углами. Задача водящего – распутать всех так, чтобы участники вновь образовали круг. Если выполнение задания слишком затягивается, можно разрешить водящему расцепить одну пару рук и переставить этих участников на нужное место.

Упражнение "Мои сильные стороны"
Примечание. Упражнение предполагает обращение к детям как к взрослым, имеющим профессию.
Инструкция педагога-психолога: "У каждого из вас как профессионала есть сильные стороны, то, что вы цените в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в сильную минуту. Запишите свои сильные стороны в первой колонке на листочке, и при их формулировании не умаляйте своих достоинств. Во второй колонке отметьте несвойственные вам профессиональные положительные качества, которые вы хотели бы выработать в себе. На составление списка вам отводится 5 минут. Затем сядем в большой круг, каждый участник прочитает свой список и прокомментирует его. Когда вы будете высказываться, говорите прямо и уверенно. На выступление каждому дается 2 минуты. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказывать свое мнение. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества "точкой опоры", сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены".
Примечание. Обсуждение целесообразнее проводить, когда участники сидят в кругу, а при большом их количестве – в группах по 7–8 человек. В конце следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на ощущения, которые каждый испытал во время выполнения упражнения.
Комментарий для педагога-психолога. Упражнение "Мои сильные стороны" направлено не только на определение каждым участником собственных сильных сторон, но и на формирование умения воспринимать себя позитивно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали высказываний даже о незначительных своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

Упражнение "Нарисуй картину"
Инструкция педагога-психолога: "Нарисуйте в своем воображении две картины будущего через три года: первая описывает переживания и жизненные ситуации, которые вы хотите иметь; вторая – переживания и жизненные ситуации, которые вы не хотели бы иметь. Непременно включите в ваши воображаемые картины окружение, место, где вы находитесь, с кем вы, чем занимаетесь и как себя чувствуете. После того как вы создадите две эти картины, посмотрите на желаемое вами будущее и спросите себя: "Что я могу сделать для того, чтобы это произошло?". Запишите, какое поведение сделает ваше желаемое многообещающее будущее настоящим. Затем необходимо найти поведение, которое может привести к нежелаемому будущему. Запишите перечень поступков, которые уведут вас о того, к чему вы хотите идти".

Упражнение "Хочу сказать приятное другому человеку"
Инструкция. Участникам, по очереди входящим в помещение, предлагается похвалить сначала других, а потом себя. По ходу выполнения задания педагог-психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительную реакцию у окружающих. Затем участникам предлагается рассказать о том, что они чувствовали, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.
В заключение участники должны похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.

Упражнение "Сотворение чуда"
Инструкция. Участники разбиваются на пары, у одного из них в руках "волшебная палочка" (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: "Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?". Тот отвечает: "Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке", – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место). Затем партнеры меняются местами.

Упражнение "Тонкие нити"
Примечание. Для упражнения необходимо приготовить большое количество ниток разного цвета и толщины.
Инструкция. Предваряя упражнение, педагог-психолог объясняет сложный характер межличностных отношений людей:

 

· между двумя людьми (А и Б) имеются порой очень сложные отношения ("альфа-отношения");

· третье лицо (В), будучи наблюдателем, так или иначе может относиться к отношениям А и Б, т. е. может быть отношение к отношению ("бета-отношение");

· четвертое лицо (Г, а также А или Б) может тем или иным способом заметить, что В нравятся или не нравятся отношения А и Б, т. е. может быть отношение к отношению к отношению ("гамма-отношения");

· может быть отношение к отношению к отношению к отношению ("дельта-отношения").

Теоретически этот список можно продолжать до бесконечности. Реально же далее "гамма-отношений" рефлексия заходит редко.
Рано или поздно участники тренинга замечают, что можно так или иначе относиться к своему отношению к другому человеку. Чтобы не усложнять, следует признать, что такого рода отношение является частью отношения к другому. Сложность межличностных отношений педагог-психолог демонстрирует с помощью набора ниток. Он договаривается, что белыми нитками обозначается хорошее, позитивное отношение, а черными – наоборот, негативное. Вызываются четыре добровольца. Сначала между двумя участниками "выстраивается отношение" с помощью белой или черной нитки. Для этого нитка закрепляется на запястьях обоих участников. Можно придумать и другие оригинальные способы крепления ниток; главное – чтобы участники их не могли случайно обронить или потерять. "Бета-отношение" протягивается от запястья третьего участника к середине первой нити. "Гамма-отношение" аналогично протягивается от запястья четвертого участника к середине второй нити.
Рано или поздно кому-либо из участников тренинга может прийти в голову идея, что оба конца нити можно прикрепить к серединам других нитей. Однако желательно не усложнять модель. Далее можно порассуждать о том, как много таких невидимых "нитей" пронизывает наши межличностные отношения, как это сложно для рефлексии. Например, для четырех людей может существовать 6 "альфа-нитей", 12 "бета-нитей", 36 "гамма-нитей", 108 "дельта-нитей". Чем больше людей, тем больше – в геометрической прогрессии – растет количество возможных нитей.
Также следует отметить, что отношения бывают разными. Крепкие устойчивые отношения могут не меняться годами, человек ведет себя строго в соответствии с ними. Эти отношения постоянно побуждают их носителей к тем или иным действиям. Бывают также отношения слабые, неустойчивые. Они часто меняются, человек не всегда сообразуется в своих поступках с отношениями. Эти отношения не побуждают человека сделать что-то, он вообще может неделями не вспоминать про другого или же про отношения каких-то людей.
Педагог-психолог с помощью ниток и добровольцев моделирует разные случаи, схемы; договаривается о том, что крепкие отношения будут обозначаться толстыми нитями, слабые – тонкими, например, чем сильнее дружба, тем плотнее нити. Постепенно можно вводить нити разных цветов. Так, любовные отношения мужчины и женщины – красные нити; деловые отношения – синие; близкие друзья – желтые; враги – черные нити и т. д. Между двумя людьми, таким образом, могут быть протянуты две и более нити разных цветов. Поняв общую идею, участники сами начинают предлагать дополнения в модель.
Собственно упражнение заключается в том, что одни участники загадывают схемы отношений, а другие их разгадывают. Может быть два варианта. Первый заключается в том, что один из участников (или несколько) выходит за дверь, а оставшиеся коллективно придумывают схемы-загадки, например: что может означать тот или иной цвет, количество нитей, их толщина. Другой способ: участник формирует схему, а те, кто ее изображают, должны сами угадать, какие у них межличностные отношения. Сначала рекомендуется пойти первым путем, а когда участники более-менее освоят модель – вторым. Чтобы упростить, можно добавить явные роли: загадывающие пишут название роли (учитель, муж, начальник, сосед и т. п.) маркером на табличках, которые крепятся на грудь участникам.
Следует обратить внимание: на придумывание интересной схемы участники могут потратить 5–15 минут. Чтобы не сбивать темп тренинга, педагог-психолог дает время всем подумать над своими схемами-загадками, подготовить таблички (если надо), а потом уже разыгрывать.

Упражнение "У нас есть выбор"

Примечание. Педагогу-психологу необходимо подвести участников к тому, что в жизни часто приходится выбирать, иногда это достаточно трудно, и выбранный вариант может быть сложнее альтернативного. Не всегда мы можем делать то, что хочется и нравится. Применительно к буллингу проще добиться своего, напугав, ударив, проявив силу, и гораздо сложнее конструктивно – мирно договориться.
Инструкция педагога-психолога: "Представьте, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного – на первое время. Вам необходимо определить алгоритм действий, чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования".
Далее участникам предлагается в течение 30 минут письменно ответить на вопросы:

 

· В каком городе или стране вы находитесь?

· Какое у вас время года?

· Что вы предполагаете делать? Каковы ваши действия?

· Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)

· Что будет потом?

После того как все ответили, проходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Но для начала важно все-таки определиться с выбором – какому именно делу учиться, а для этого – узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

Упражнение "Одна ситуация – три выхода"
Слово педагога-психолога: "Кто из нас, попадая в неприятную ситуацию, не думал хотя бы раз: "Почему я не сказал это по-другому? Почему не поступил по-другому?" Довольно больно осознавать, что ты выбрал не самый лучший способ реагирования на ту или иную проблему. Можно ли заранее "подготовиться" к подобным ситуациям в будущем?"
Инструкция. Упражнение начинается с самостоятельной работы, продолжается работой в группах и ролевой игрой и заканчивается общим обсуждением.
Порядок выполнения
1. Педагог-психолог просит участников вспомнить (можно записать на бумаге) ситуацию, которую они недавно пережили и в которой повели себя не так, как им хотелось бы (5 минут).
2. Участники делятся на небольшие группы. Каждая из них работает над той или иной ситуацией. Работа в группах ориентируется на следующие три альтернативы:

 

· Какова самая вероятная реакция в данной ситуации?

· Какая самая провоцирующая, усугубляющая конфликт, реакция в данной ситуации?

· Какова самая оптимальная реакция в данной ситуации?

Оптимальной должна быть реакция, релевантная для конкретных участников в конкретной ситуации. Хотя она не обязательно будет оптимальной по определению. Группы проигрывают описанные альтернативы в ролевой игре. Если самая вероятная реакция совпадает с самой провоцирующей, достаточно проиграть две альтернативы (20 минут).
3. Педагог-психолог выбирает некоторые альтернативы для демонстрации. Можно соединить группы по две, чтобы они сыграли ситуации друг для друга (10 минут).
Вопросы для обсуждения:

 

· В чем разница между альтернативными реакциями на конфликт?

· Что удалось и почему?

· Знакомы ли были вам реакции или нет?

· Как часто можно наблюдать самую вероятную, самую провоцирующую и самую оптимальную реакцию?

Самой вероятной реакцией будет та, которая "не работает", "ничего не решает". Если группа посчитает, что самая вероятная реакция – самый лучший выбор в ситуации, ведущий может дополнительно спросить участников о факторах, делающих ее лучшей. • Какие свои навыки, стратегии мы используем для того, чтобы избежать самой провоцирующей реакции в той или иной ситуации?

Упражнение "Нахал"
Инструкция педагога-психолога: "Бывает так: вы стоите в очереди в буфет и вдруг перед вами кто-то "влезает"! Ситуация жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом можно отбить у такого нахала охоту влезать на будущее. Тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что подобные случаи должны быть неизбежными. Попробуем разобрать эту ситуацию. Разбейтесь на пары. В каждой паре партнер слева – добросовестно стоит в очереди, "нахал" заходит справа. Отреагируйте экспромтом, да так, чтобы ему неповадно было. Начали!
Теперь, поменяйтесь ролями: "нахал" будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать. Начали!
Ну а теперь давайте устроим конкурс на лучший ответ в данной ситуации".

Упражнение "Лукас, где ты?"
Инструкция. Понадобятся две повязки на глаза и две свернутые в трубки газеты. Непосредственно в игре участвуют два человека, остальные будут зрителями, но все смогут сыграть в эту игру по очереди.
Обоим игрокам завязывают глаза, они ложатся на ковер, голова к голове, сцепившись левыми руками, а в правые – взяв свернутые в трубки газеты. Один из игроков спрашивает другого:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: