Итак, существует задача обучения персонала для работы в системе. Что нужно сделать, чтобы обеспечение качества результатов труда было основано на максимальном вовлечении в процессы формирования качества непосредственных участников процесса труда, как преодолеть сопротивление должностных лиц необходимым нововведениям, как заинтересовать их в сознательном улучшении собственной работы? Это вопросы, в решении которых нуждается любой руководитель.
Э. Деминг дает на них ответы, которые кратко сформулированы в четырнадцати принципах. Вот эти принципы с "привязкой" к действующей СУТП:
1. Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель – стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.
Очевидно, что в таможенном деле существует необходимость совершенствовать таможенные процедуры и воспитывать у персонала таможен постоянное стремление к этому.
2. Усвойте новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху.
Управляющие должны осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен. Новая философия жизни, которую должен усвоить персонал таможни, заключается в изменении отношения чиновника к участникам внешнеэкономической деятельности, да и к любым лицам, пересекающим таможенную границу РФ. Надо встать на позицию партнерства, основанного на разумном, доброжелательном выполнении своей государственной функции при обеспечении максимального удобства своему клиенту и безусловного выполнения требований таможенного законодательства. Руководство таможенного органа должно помогать персоналу в освоении этой философии, создавая соответствующие условия.
|
3. Исключите зависимость от контроля при достижении качества. Устраните необходимость в массовом контроле, сделав при этом качество неотъемлемой характеристикой товара.
Реализация этого принципа также актуальна в таможенном деле. Контроль за качеством выполнения таможенных функций лишь констатирует случившийся факт и с точки зрения улучшения качества является, в сущности, мерой запоздалой и неэффективной. Рутинная стопроцентная проверка с целью улучшения качества труда, пожалуй, равноценна включению некачественной работы в план и признанию того, что процесс не обладает теми возможностями, которые требуются в соответствии с таможенным законодательством. Руководитель, осуществляя контроль, должен в большей мере следить за стабильностью процесса. Для реализации этого принципа руководителю таможенного подразделения необходимо постоянно готовить должностных лиц к самоконтролю и постепенно сделать его основной формой контроля качества таможенных процедур.
4. Прекратите практику предоставления заказов на основании ценовых показателей. Вместо этого сведите к минимуму совокупные затраты. Старайтесь иметь одного поставщика для каждого из комплектующих, работайте с ним на основе долгосрочных отношений, взаимного доверия и лояльности.
Данный принцип Э. Деминга реализуется в таможенном деле через организацию учета затрат на выполнение таможенных функций. Здесь необходим точный учет руководителем затрат на выполнение таможенных функций и процедур и анализа.
|
5. Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно снижать затраты.
Фактически пятый принцип - логическое продолжение действий по четвертому принципу. Эти действия являются действиями руководителя таможенного органа (структурного подразделения) по постоянному и неизменному анализу отклонений от технологий, обеспечивающих таможенные процессы, а также по разработке действенных мер по приведению этих технологий в нормативное состояние.
6. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах.
Профессиональная подготовка в таможенных органах должна носить систематический постоянный характер. Во многом это объясняется постоянно изменяющейся нормативной правовой базой в сфере таможенного дела, а порой и противоречивостью отдельных правовых актов. Данная учеба по подготовке кадров в таможне должна быть построена на анализе отклонений от технологий таможенных процессов и разработке предложений по предотвращению этих отклонений.
7. Создайте систему эффективного руководства. Целью инспектирования должна быть помощь людям, станкам и устройствам работать лучше. Контроль за администрацией нуждается в пересмотре, так же как и контроль за производственными рабочими.
Руководство в таможенных органах РФ – это организация, планирование и регулирование процессов, связанных с решением всевозможных задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой. Основой эффективного управления в таможенных органах до сих пор считается жесткий контроль. Э. Дэминг, в отличие от традиционных форм контроля, предлагает исключить элемент угрозы наказания, заменив его элементом доброжелательной помощи, включающей в себя выяснение причин невыполнения поставленных задач и (что бывает очень важным в процессе деятельности таможенных органов) создание условий для выполнения их в последующем. Думается, что такой подход к управлению таможенными процессами с учетом неукоснительного выполнения всех других принципов Э. Дэминга, можно только приветствовать, поскольку причинами неудач, даже у высокопрофессиональных кадров таможенных подразделений, является выражение страха в том, что я:
|
– боюсь потерять работу из-за реорганизации таможенного органа;
– мог бы работать лучше, если бы знал, что произойдет завтра;
– боюсь выдвинуть идею – если я это сделаю, меня сочтут предателем;
– боюсь, что по результатам аттестации меня понизят в должности;
– боюсь, что не всегда найду ответ на вопрос начальника;
– боюсь работать в полную силу своих возможностей в коллективе, т.к. кто-то другой благодаря моему вкладу может быть оценен выше, чем я;
– работаю в системе, которая не позволяет мне реализовать мои
возможности;
– не осмеливаюсь спросить о том, что хотел бы лучше понимать причины
отдельных таможенных процессов, связанных с профессиональной деятельностью;
– не имею достаточно времени, чтобы внимательно проанализировать свою работу.
И другие выражения страха, которые необходимо в себе подавлять – и это уже восьмой принцип.
8. Уничтожьте страх, чтобы дать эффективно работать на компанию.
Администрации таможни необходимо устранить страх, прежде всего у самих себя, и всеми силами содействовать устранению его у своих подчиненных. Это, наряду с выполнением других принципов, обеспечит более эффективную работу таможни.
9. Разрушьте барьеры между отделами. Работники исследовательских, конструкторских, торговых и производственных отделов должны работать как одна команда, предвидеть возникновение проблем при производстве и использовании продуктов и услуг.
Существует определенная локальная самостоятельность служб и отделов в таможенных органах. Показательно, когда руководитель таможенного подразделения при решении своих задач зачастую не беспокоится, как принятые решения повлияют на работу других подразделений и как это скажется в перспективе на работе всего таможенного органа. В таможенном деле крайне важно, чтобы все подразделения таможни (служба организации таможенного контроля, экономический и правоохранительный блоки) работали как одна команда, имеющая общую цель.
10. Откажитесь от лозунгов, проповедей и заданий для рабочих, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности. Подобные проповеди вызывают только противодействие, поскольку в большинстве случаев низкое качество и низкая производительность обусловлены системой и существуют вне власти рабочего.
Злоупотребление призывами к лучшей работе, лозунгами и увещеваниями в любом структурном подразделении таможни, скорее всего, является достаточно распространенным недостатком руководства. В большинстве своем это не приводит к положительным результатам, т.к. понятно, что качество работы зависит не от исполнителей, а от системы, в которой они работают. Этот принцип очень актуален для таможни.
11. Исключите нормы (квоты) на производстве. Измените руководство. Откажитесь от объективистских методов управления. Откажитесь от управления, ориентирующегося на цифры, на количественные показатели.
В таможне необходимо отказаться от установления для исполнителей количественных норм, выполненных за смену, таких, например, как обеспечить:
– обработку определенного количества таможенных деклараций;
– взимание определенной суммы таможенных пошлин;
– выявление определенного количества административных правонарушений в области таможенного дела и т.п.
Установление подобных норм мешает таможеннику работать свободно, сковывает его действия и в результате приводит к ошибкам и необходимости неоднократно переделывать работу, теряя рабочее время и тем самым снижая производительность труда. Методы управления, отличные от установления каждому таможеннику "стахановских" контрольных показателей на каждый рабочий день (смену), в большей степени способствуют активизации трудовых процессов.
12. Устраните препятствия, которые не позволяют кадровому рабочему, администрации и инженерным работникам гордиться своим мастерством.
Ответственность инспекторов должна быть изменена. Они должны отвечать не за цифры, а за качество. Это означает, кроме всего прочего, отказ от ежегодной аттестации и объективистских методов управления.
На современном этапе поднять престижность профессии таможенника представляется достаточно затруднительным. В чем же причины? Рассмотрим некоторые примеры:
– текучесть кадров, которая сводит на нет работу с ними;
– несовершенство оценки должностных лиц и аттестации по результатам их труда (аттестация в таможенных органах не требует ни от кого решения человеческих проблем, она лишь ранжирует работников, контролируя результаты их труда, но не занимается проблемами совершенствования системы);
– управление происходит только на основе имеющихся цифр и процентов без должного внимания к проблемам, с которыми сталкивается должностное лицо в процессе службы;
– отсутствие возможности предоставить жилье должностным лицам при ротации кадров;
– зачастую негативное отношение участников внешнеэкономической деятельности ввиду противоречивой нормативной правовой базы, а также отсутствия в системе руководства и планирования соответствующей ориентации должностных лиц таможенных органов на качество обслуживания и т.п.
13. Внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования.
Понятно, что таможенным органам нужны не просто хорошие люди, а люди, которые становятся лучше благодаря образованию и самосовершенствованию. Продвижение должностных лиц таможни по службе должно происходить в условиях состязательности в их знаниях.
14. Сделайте так, чтобы каждый в компании участвовал в программе преобразований. Преобразования – дело каждого.
Необходимо констатировать, что Федеральная таможенная служба не стоит на месте. Создана Концепция развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №2225-р). В этих условиях важнейшей задачей руководителей таможенных органов является вовлечение всех должностных лиц в разработку программ преобразований и их реализацию.
На основе приведенного краткого анализа принципов Э. Деминга с позиций таможенного дела становится понятным, что применение указанных принципов в СУТП – необходимость. Особенности таможенной системы, во всем своем многообразии, требуют совершенствования управления этой системой. С этой точки зрения целесообразно адаптировать методы управления качеством на основе ИСО серии 9001 к таможенной системе России, таким образом обеспечив ее соответствие требованиям XXI века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема совершенствования управления организациями являлась предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. Теории контроллинга на предприятии посвящены работы зарубежных и отечественных экономистов Э.Майэра, Р.Манна, Х.Фольмута, Е.А..Ананькиной, С.В.Данилочкина, Н.Г.Данилочкиной, В.М.Носова, С.Г.Фалько, А.М.Карминского, А.М.Оленева, А.Г.Примак и других. Появление контроллинга как функционально обособленного направления экономической работы в организации, связанного с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте, открыло также новые перспективы повышения эффективности управления в государственной службе. В последние годы контроллинг внедряется таможенными службами за рубежом, особенно в Германии и Австрии. В нашей стране контроллинг применяется в основном в коммерческом секторе, поэтому практически все научные исследования в области контроллинга посвящены контроллингу предприятия. В России вопросы контроллинга в государственной службе разработаны недостаточно полно. Отдельные теоретические и практические аспекты формирования системы контроллинга в таможенных органах прорабатывались в научных исследованиях ученых Российской таможенной академии — В.В.Макрусева, В.Н.Иванова, В.Б.Кухаренко. Однако пока не разработана концепция контроллинга как системы информационно-аналитической и методической поддержки управленческой деятельности, которая позволяет систематически совершенствовать процедуры управления таможенными подразделениями.