Работаем с томом 4 частями 3-4




Партизанская война. Бегство французов из России.

Последний период войны.

1. Вопросы для предварительной работы:

· Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских, как создавались эти отряды, какова их деятельность?

· Почему не распались отряды с таким разрозненным составом?

· Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

· Помогала ли партизанам русская природа?

· Для чего нужен автору эпизод с Венсаном Боссом?

· Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

· Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?

Работаем с томом 4 частями 3-4

Тезисы:

1. Война в изображении Толстого – это переплетение темы войны и темы мира, изображение силы духа народа и общенациональной трагедии. Тему войны несут образы Тихона Щербатого и Долохова, тему мира раскрывают образы Пети Ростова и французского барабанщика Венсана Босса, Василий Денисов соединяет в себе обе эти темы.

2. Идеология народной войны сформулирована Толстым еще в 3 томе, словами Андрея Болконского: «…Французы разорили мой дом…Они враги мои, они преступники все по моим понятиям, И так думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить.»

3. Партизанское движение. В этих главах одним из основных героев становится Тихон Щербатый, «самый нужный человек в отряде», простой русский мужик, крестьянин, который вел самостоятельную борьбу с французами еще до прихода в партизанский отряд Василия Денисова. Он умен, хитер, сметлив, он быстро становится в отряде незаменимым. Толстой видит в нем тип народного характера. Показывая его силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни, смекалку, чувство юмора и трудолюбие, автор в это же время показывает в нем стихийность и интуитивность. Он даже вступает в противоречие с действиями Денисова (сцена с «языком»), но в конечном итоге оказывается прав: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Тихон Щербатый появляется в эпизоде обсуждения Денисовым и его есаула планов наступления на Шамшево, на их глазах развивается батальная сцена: французов ней сотни, но причиной «их выстрелов и криков» является один человек. Тихон –крестьянин, чью жизнь изменила война. Свой долг он видит в борьбе с французами, случайно встретив Денисова после того, как у себя в деревне один побил десятка два «миродеров», он пристает к отряду партизан.

Война для Тихона – такое же «трудное и гадкое дело», как и «черная работа» в крестьянском быту. Умея раскладывать костры, доставать еду, обдирать лошадей, вытащить повозку из болота, он «оказал большую охоту» к тому, чтобы брать пленных, «залезть в самую середину французов, пройти в день пятьдесят верст», выполняя распоряжения Денисова. На войне он сохраняет крестьянские навыки: «всегда ходил пешком, никогда не отставал от кавалерии», он действует не мушкетоном, а топором, проявляет необычайную выносливость (т. 4 ч. 3 гл. 5.6). Тихон Щербатый – настоящий герой, побивший больше всех французов, удачливый разведчик. Но при этом он обычный «предмет самых веселых шуток» казаков и гусаров. Благодаря юмору снимается напряжение от постоянной усталости, от пролитой крови, вселяется бодрость и уверенность. (Если связывать изображенное с темой декабризма, то становится понятно, что именно в это время дворяне увидели, кто такой русский народ, увидели лучшие его качества).

Вымышленные образы людей из народа сопоставлены с реальными историческими лицами – казаками, мужиками, вступившими в борьбу с французами. Толстой пишет о первом партизанском отряде Дениса Давыдова, учрежденный «24 августа 1812 г., партии, во главе которой стояли «дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных», «старостиха Василиса, побившая сотни французов» (т.4 ч. 3 гл.3). Это дает возможность автору изобразить войну 1812 года как общенациональное событие, показавшее силу народного духа в борьбе за «общее» дело. Русские «не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасности» (т.4 ч. 3 гл.2). Этот переломный момент истории России явился проверкой качеств русского народа, крестьянство –воплощение лучших черт русского характера.

4. Толстой показывает жестокость войны, вынужденную и осознанную жестокость поступков и тут же человечность и милосердие людей. Особое значение приобретают сцены, связанные с Петей Ростовым, мальчиком с удивительной непосредственностью, чистотой, открытостью к людям, желанием видеть во всех людях доброе, любить их и находить в них отклик, удивительной поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под «волшебным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку). И потом…смерть ребенка. «Готов, - повторил Долохов….и быстро пошел к пленным…- брать не будем,»- крикнул он Денисову. И Денисов, который всегда под расписку отсылал пленных, даже зная, что они не выживут в дороге, в этот раз «не отвечал». «Он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т.4 ч.3 гл.2) + главы, описывающие безумие матери, графини Ростовой-старшей, потерявшей ребенка. Бесчеловечность войны.

5. Партизанская война в изображении Толстого – это возмездие за разорение и гибель, это «дубина», которая «со всей своею грозной и величественною силой ….поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (т.4 ч.3 гл.1) На даже на этой войне есть место человечности – история с французским мальчиком – барабанщиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и другие солдаты. На него не распространяется чувство мести, оно «сменилось …жалостью».

6. Толстой не описывает фактический конец войны, боевые действия на территории Западной Европы, вступление русских войск в Париж. Такое решение оттеняет мысль о том, что справедлива и нужна только освободительная война. Все, что дальше делалось по воле Александра I, делалось для лишь славы императора.

7. Французская армия почти перестала существовать, Толстой показывает ее разложение, он пишет, что с Бородинского сражения, грабежа Москвы превратилась в армию мародеров. Люди этой бывшей армии бежали вместе со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться из безвыходного положения. (т.4 ч. 2 гл.18). Русская армия меняет тактику, «русская армия должна была действовать как кнут на бегущих животных» (гл. 19) Кутузов сдерживал сражения как мог, давал их только тогда, когда нельзя было их избежать. Чувство мести русского человека было удовлетворено, французы стали теперь просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным – милосердие.(т4.ч. 4 гл. 6) Толстой показывает, как солдаты относятся к пленным Рамбалю и Морелю (гл.9). «Тоже люди», - говорит,как и Кутузов, старый солдат.

А пленный итальянец говорит Пьеру; «… Воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них» (т4 ч.4 гл. 13). Но это не всепрощение, русский народ не забудет всего произошедшего. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им…-говорит Кутузов.- Благодарю вас трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки » (гл 6).

 

Толстой передал качества, свойственные русскому народу; с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны, - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: