Владимир Маяковский (1893 – 1930)




Косовcкая Олеся Николаевна

1) Урбанизм ранней лирики, тема города («Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам», «Театры», «Кое-что про Петербург», «Шумики, шумы и шумищи», «Адище города» - это стихотворения 1912-1913 годов - и др.)   Город – агрессивное пространство.   Адище города   Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки. Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.   А там, под вывеской, где сельди из Керчи - сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки.   В дырах небоскребов, где горела руда и железо поездов громоздило лаз - крикнул аэроплан и упал туда, где у раненого солнца вытекал глаз.   И тогда уже - скомкав фонарей одеяла - ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.   Из улицы в улицу   У- лица. Лица у догов годов рез- че. Че- рез железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы. Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов! В небе жирафий рисунок готов выпестрить ржавые чубы. Пестр, как форель, сын безузорной пашни. Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая, скрыт циферблатами башни. Мы завоеваны! Ванны. Души. Лифт. Лиф души расстегнули. Тело жгут руки. Кричи, не кричи: "Я не хотела!" - резок жгут муки. Ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок. Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок.   2) Футуристические установки А) Установка на преобразование мира Например, в стихотворении «Эй» (1916):   Возьми и небо заново вышей, новые звёзды придумай и выставь… Б) Тотальное преобразование стиха Обновление строфики, ритмики, поэтического синтаксиса (практически любое стихотворение – «Из улицы в улицу», «Вот так я сделался собакой», «Я»)   В) Не только формальное, но и образное экспериментаторство У Маяковского – очень яркие, неожиданные метафоры (Например, знаменитая метафора из поэмы «Облако в штанах»: «Упал двенадцатый час, // как с плахи голова казнённого»). Или, например, в стихотворении «Нате!»: «Толпа озвереет, будет тереться, // ощетинит ножки стоглавая вошь». Авангардистское видение мира, отразившееся в городской лирике, гротескные образы и др.   «Кое-что про Петербург» (1913) Слезают слёзы с крыши в трубы, к руке реки чертя полоски; а в неба свисшиеся губы воткнули каменные соски.   И небу — стихши — ясно стало: туда, где моря блещет блюдо, сырой погонщик гнал устало Невы двугорбого верблюда.   Сам поэт подчеркнул образное экспериментаторство городской лирики в стихотворении «А вы могли бы?» («А вы // ноктюрн сыграть // могли бы // на флейте водосточных труб?») Г) Динамизм поэтики «Телеграфный стиль» - рубленые строки, фразы.   Лиличка!(1916), отрывок:   Дым табачный воздух выел. Комната - глава в крученыховском аде. Вспомни - за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще – выгонишь, можешь быть, изругав. В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав…   Обилие глаголов в стихотворениях, употребление глаголов повышенной экспрессии («издергалась», «разревелась», «шмыгнул», «бросился», «ору» и др.)   «Скрипка и немножко нервно»(1914), отрывок:   Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: "Хорошо, хорошо, хорошо!" А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел…   Д) Установка на эпатаж Ораторское начало, поэтический имидж «хама», маска циника. («Нате!», «Вам!» как резкие, грубоватые инвективы, «Кофта фата» и др.)   «Нате!»(1913), отрывок:   …А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.   «Вам!»(1915), отрывок:   Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?..   Эпатирующий характер носят и неожиданные, вызывающие поэтические образы. Например, в стихотворении «Кофта фата» (1914, в нём упоминается знаменитая жёлтая кофта Маяковского):   …Пусть земля кричит, в покое обабившись: "Ты зеленые весны идешь насиловать!" Я брошу солнцу, нагло осклабившись: "На глади асфальта мне хорошо грассировать!"   А в стихотворении«Несколько слов обо мне самом» (1913) первая строка:   Я люблю смотреть, как умирают дети…   - вызвала естественное возмущение и негодование критиков.
3) Индивидуализм ранней лирики (Марина Цветаева: «Маяковский – первый поэт масс». Однако в дореволюционном творчестве Маяковского проявляется индивидуальное, романтическое начало) Лирический герой как жертва городского ада. Романтическая эстетика: незащищённость, оголённость души.   Я   По мостовой моей души изъезженной шаги помешанных вьют жестких фраз пяты. Где города повешены и в петле Облака застыли башен кривые выи - иду один рыдать, что перекрестком рАспяты городовые.     Противопоставление толпе.   Вот так я сделался собакой(1915), отрывки:   Ну, это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой – взял бы и все обвыл…   … И когда, ощетинив в лицо усища-веники, толпа навалилась, огромная, злая, я стал на четвереньки и залаял: Гав! гав! гав!   Также у лирического героя ранней лирики проявляется чувство одиночества и богооставленности. Трагизм одиночества.   «Несколько слов обо мне самом»(1913), концовка: «…Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!» 4) В то же время - Мягкий лиризм («Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка! Вместо письма», «Хорошее отношение к лошадям») Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!         5) Жанр сатирического фельетона или, как определил сам поэт, «сатирического гимна» В 1915 году – новый для Маяковского жанр. «Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн здоровью», «Гимн критику», «Гимн обеду», «Гимн взятке», «Внимательное отношение к взяточникам» и др. Пародийно-саркастический пафос господствует здесь над патетическим.   «Гимн взятке»   Пришли и славословим покорненько тебя, дорогая взятка, все здесь, от младшего дворника до того, кто в золото заткан…   В концовке:   …И нечего доказывать – идите и берите. Умолкнет газетная нечисть ведь. Как баранов, надо стричь и брить их. Чего стесняться в своём отечестве?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: