Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.
Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1. Рветесь в спор | Уклоняетесь от спора | |
2. Свои выводы | Свои выводы сопровождаете | |
сопровождаете тоном, | извиняющимся тоном | |
не терпящим | ||
возражении | ||
3. Считаете, что добьетесь | Считаете, что если будете | |
своего, если будете рьяно | возражать, то | |
возражать | не добьетесь своего | |
4. Не обращаете внимания | Сожалеете, если видите, что | |
на то, что другие не | другие не принимают | |
принимают доводов | доводов | |
5. Спорные вопросы | Рассуждаете о спорных | |
обсуждаете в | проблемах в отсутствие | |
присутствии оппонента | оппонента | |
6. Не смущаетесь, если | В напряженной обстановке | |
попадаете в | чувствуете себя неловко | |
напряженную | ||
обстановку | ||
7. Считаете, что | Считаете, что в споре не | |
в споре надо проявлять | нужно демонстрировать | |
свои характер | свои эмоции | |
8. Не уступаете | Уступаете в спорах | |
в спорах | ||
9. Считаете, что люди легко | Считаете, что люди | |
выходят | с трудом выходят | |
из конфликта | из конфликта | |
10. Если взрываетесь, | Если взрываетесь, | |
то считаете, что | то вскоре ощущаете чувство | |
без этого нельзя | вины |
Оценка результатов
На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.
Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
Тест 5. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт
Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.
В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.
Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг).
Стиль разрешения конфликта | Использую чаще всего | Владею лучше всего | Приносит наилучшие результаты | Чувствую себя при использовании наиболее комфортно |
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию) | ||||
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте) | ||||
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру) | ||||
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках) | ||||
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон) |
Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс — 2; Уход — 3; Настойчивость — 4; Сотрудничество — 1; Приспособление — 5.
Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили
Контрольный тест
Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
б) компромисс, борьба, сотрудничество;
в) рациональная, иррациональная, конформистская;
г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
д) борьба, уступка, компромисс.
2. Кто из нижеперечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
а) К. Томас и Р. Киллмен;
б) X. Корнелиус и Ш. Фейр;
в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;
г) М. Дойч и Д. Скотт; д)Р. Фишер и У. Юри.
3. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:
а)1; 6)2; в)3; г) 4; д)5.
4. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:
а) компромисс, критика, борьба;
б) уступка, уход, сотрудничество;
в) борьба, уход, убеждение;
г) сотрудничество, консенсус, уступка;
д) соглашение, сотрудничество, убеждение.
5. Какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в конфликтном взаимодействии:
а) стремится уладить конфликт, проявляет выдержку и самообладание, уходит от острых вопросов;
б) доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;
в) стремится к победе в конфликте, отличается выдержкой и самообладанием, непоследователен в оценках и суждениях;
г) не проявляет активности, уходит от острых вопросов, отказывается от компромисса;
д) стремится уладить конфликт, доброжелательно относится к сопернику, уходит от острых вопросов.
6. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.
а) ригидный тип;
б) неуправляемый тип;
в) демонстративный тип;
г) сверхточный тип;
д) «бесконфликтный тип».
7. Какие поведенчнские характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:
а) хочет быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, планирование осуществляет стихийно;
б) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и другим людям, подозрителен;
в) ведет себя вызывающе, агрессивно, подозрителен, хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
г) обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямолинеен и негибок;
д) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся, обладает завышенной самооценкой, несамокритичен.
8. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
9. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
10. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.