Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский государственный университет
Филологический факультет кафедра:
Студент: Арсений Михайлович Кудряшов
Научный руководитель:
«Пространственно-временные образы в поздних рассказах Антона Павловича Чехова»
Курган 2018 г.
Оглавление:
1. Оглавление. стр. 2
2. Введение стр 3-4
3. Раздел 1. Пространственно-временные образы как категория формирования художественного произведения стр. 4-6
4. Раздел 2. Культурно-топологические единицы пространства стр. 6-7
5. Раздел 3. Город или провинция – неразрешимый вопрос.
6. Раздел 4. Заключение. стр. 10-11
7. Раздел 5. Библиография стр 11-13
ВВЕДЕНИЕ
Антон Павлович Чехов, всемирно известный русский писатель, драматург, родился в 1860 году, в семье бывших крепостных. Первые творческие работы были опубликованы в рукописном журнале Таганрогской гимназии под псевдонимом «Чехонте».
Антон Павлович закончил медицинский факультет Московского университета, после чего работает уездным врачом в Вознесенске, главным врачом в Звенигороде. Творческий потенциал провинциального врача выразился в его великих литературных произведениях, имеющих вневременное и общемировое значение.
В рамках заданной темы необходимо раскрыть пространственно-временные образы в поздних рассказах писателя. К позднему периоду творчества Антона Павловича относятся рассказы «Студент»; «Невеста»; «Случай из практики»; «По делам службы»; «Душечка»; «Дама с собачкой»; «В овраге»; «Архиерей». Время и пространство – инструменты создания художественного произведения
Согласно «Толкового словаря русского языка» Ожегова:
«Пространство, -
1) Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующейся протяженностью и объемом. Вне времени и пространства нет движения материи.
2) Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами….
3) Промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается»
«Время, -
1) Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи- последовательная смена ее явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи
2) Продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами….»
То есть пространство и время – форма существования и проявления
материи, производных от материи как первопричины материальных и духовных миров.
Раздел 1. Пространственно-временные образы как категория формирования художественного произведения
Пространство и время литературного произведения лишь образ, условное отражение реальности. Герои мгновенно переходят из одного пространственно-временного мира в другой, не нуждаясь при этом в мотивировке такого перемещения. Художественное пространство есть способ творческого выражения человеческого бытия, в том числе через описание конкретных бытовых интерьеров, обстановки, их предметной наполненности, «микро» и «макро» мира.
Художественное пространство есть производная от культуры и менталитета народа. Пространство само по себе это занятие места, состояние, свойство, наполненность, объемность, простор, бытие мира. Ментальное пространство – есть восприятие картины мира чувственными органами и разумом субъекта – участника действия. Ментальное пространство субъективно, абстрактно, виртуально, символично. Художественное пространство – организовано творческой натурой, писателем, организуется от малого (локус) к большему (топос). В произведениях Чехова происходит отождествление реального мира с художественным.
Ранние рассказы Чехова имеют пародийный, комический характер. В них отражен мир ограниченного пространства, место действия ограниченно и локально. В основе описания – случай, разворачивающийся в пределах локального пространства.
В зрелых произведениях автора описание пространства и времени приобретают динамический, важнейший характер, они включаются в повествование и сами по себе содержат внутренние, не явно выраженные оценки героя; являются важнейшим элементом повествования.
Художественное, концептуальное пространство становится моделью мира.
Малое пространство (усадьба, дом, сад) отражает микромир; большое пространство (дорога, город, вселенная) отражает макромир. Герои создают в своих мечтах, упоминаниях, разговорах дополнительное косвенное пространство, которое фактически ареной действий не является, но расширяет пространственно-временные рамки произведений («Перекати-поле»). Зрелое творчество писателя склоняется к расширению пространств, к описанию беспредельности мира, безмерности земного простора при способе изображения – «от бытового, – к «надбытовому»», - («Степь»; «Счастье»). Мировоззрение автора, его жизненные взгляды, неосуществленные стремления и непрожитая действительность порождают особую, «чеховскую» внутреннюю пространственно-временную, событийную, художественную реальность бытия его героев. Тоска и одиночество порождается родным домом и окружающей природой, привычными домочадцами, свобода и познание ассоциируются с городом, дорогой, столицей. Перемещение в художественном пространстве чеховского рассказа рассматривается как преодоление внутреннего философско-психологического кризиса героя. Художественный мир чеховского рассказа и пространственно-временная динамика действий главного «инициативного, решительного» героя (напротив, - бездеятельная и предопределенная пространственно - неизменяемая, пассивная позиция героя – «бытовой натуры»), - являются основой творчества писателя.
Единицы косвенного изображения в совокупности с прямым описанием действительности в небольших по объему рассказах позволяют автору создать широкий временной и пространственный обзор, претендующий на содержательность романа.
В творчестве Чехова понятие малого и большого мира зачастую противопоставляются. Малый мир, как бытовая данность – усадьба помещика, дом, сад, - существует как ограниченное пространство, связующее волю и свободу творческой натуры, воспринимаемое ею как примитивное, искаженное, неверное существование без будущего. Большой мир – количественно и качественно иной, гармоничный, новый, непознанный, дающий неясную, неопределенную, неустановленную, но представляемую автором как выход, как новую философскую спасительную реальность, волю и свободу – перемена места, дорога, город, учеба,
познание. Однако большой мир доступен только для творческих, ищущих натур. Он приводит к расширению пространственно-временных рамок произведения, усложнению философского миропонимания.
Герой «в футляре» не способен покинуть пределы микромира, патриархального по представлению автора, бесперспективного бытия в традиционном размеренном укладе. В этом заключается чеховское миропонимание, возникшее на рубеже смены жизненных укладов, когда буржуазное развитие общества послужило возникновению новых и не всегда оправданных надежд на зарождение более справедливого, технократического, промышленного, «ученого», и «городского» общества.
Структура художественного пространственного мира складывается из отдельных элементов и имеет конкретное отображение, свои границы, смысловые характеристики, субъективные авторские оценки. К элементам художественного пространственного мира относятся топас и локус. Топас – крупное литературное деление пространства, состоящее из локусов. Локус – мелкая пространственная единица.
Раздел 2