Раздел 1. Пространственно-временные образы как категория формирования художественного произведения




Министерство образования и науки Российской Федерации

Курганский государственный университет

Филологический факультет кафедра:

Студент: Арсений Михайлович Кудряшов

Научный руководитель:

 

 

«Пространственно-временные образы в поздних рассказах Антона Павловича Чехова»

 

 

Курган 2018 г.

 

 

Оглавление:

 

 

1. Оглавление. стр. 2

 

2. Введение стр 3-4

 

3. Раздел 1. Пространственно-временные образы как категория формирования художественного произведения стр. 4-6

 

 

4. Раздел 2. Культурно-топологические единицы пространства стр. 6-7

5. Раздел 3. Город или провинция – неразрешимый вопрос.

6. Раздел 4. Заключение. стр. 10-11

7. Раздел 5. Библиография стр 11-13

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Антон Павлович Чехов, всемирно известный русский писатель, драматург, родился в 1860 году, в семье бывших крепостных. Первые творческие работы были опубликованы в рукописном журнале Таганрогской гимназии под псевдонимом «Чехонте».

Антон Павлович закончил медицинский факультет Московского университета, после чего работает уездным врачом в Вознесенске, главным врачом в Звенигороде. Творческий потенциал провинциального врача выразился в его великих литературных произведениях, имеющих вневременное и общемировое значение.

В рамках заданной темы необходимо раскрыть пространственно-временные образы в поздних рассказах писателя. К позднему периоду творчества Антона Павловича относятся рассказы «Студент»; «Невеста»; «Случай из практики»; «По делам службы»; «Душечка»; «Дама с собачкой»; «В овраге»; «Архиерей». Время и пространство – инструменты создания художественного произведения

Согласно «Толкового словаря русского языка» Ожегова:

«Пространство, -

1) Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующейся протяженностью и объемом. Вне времени и пространства нет движения материи.

2) Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами….

3) Промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается»

«Время, -

1) Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи- последовательная смена ее явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи

2) Продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами….»

То есть пространство и время – форма существования и проявления

 

материи, производных от материи как первопричины материальных и духовных миров.

 

Раздел 1. Пространственно-временные образы как категория формирования художественного произведения

 

Пространство и время литературного произведения лишь образ, условное отражение реальности. Герои мгновенно переходят из одного пространственно-временного мира в другой, не нуждаясь при этом в мотивировке такого перемещения. Художественное пространство есть способ творческого выражения человеческого бытия, в том числе через описание конкретных бытовых интерьеров, обстановки, их предметной наполненности, «микро» и «макро» мира.

Художественное пространство есть производная от культуры и менталитета народа. Пространство само по себе это занятие места, состояние, свойство, наполненность, объемность, простор, бытие мира. Ментальное пространство – есть восприятие картины мира чувственными органами и разумом субъекта – участника действия. Ментальное пространство субъективно, абстрактно, виртуально, символично. Художественное пространство – организовано творческой натурой, писателем, организуется от малого (локус) к большему (топос). В произведениях Чехова происходит отождествление реального мира с художественным.

Ранние рассказы Чехова имеют пародийный, комический характер. В них отражен мир ограниченного пространства, место действия ограниченно и локально. В основе описания – случай, разворачивающийся в пределах локального пространства.

В зрелых произведениях автора описание пространства и времени приобретают динамический, важнейший характер, они включаются в повествование и сами по себе содержат внутренние, не явно выраженные оценки героя; являются важнейшим элементом повествования.

Художественное, концептуальное пространство становится моделью мира.

 

Малое пространство (усадьба, дом, сад) отражает микромир; большое пространство (дорога, город, вселенная) отражает макромир. Герои создают в своих мечтах, упоминаниях, разговорах дополнительное косвенное пространство, которое фактически ареной действий не является, но расширяет пространственно-временные рамки произведений («Перекати-поле»). Зрелое творчество писателя склоняется к расширению пространств, к описанию беспредельности мира, безмерности земного простора при способе изображения – «от бытового, – к «надбытовому»», - («Степь»; «Счастье»). Мировоззрение автора, его жизненные взгляды, неосуществленные стремления и непрожитая действительность порождают особую, «чеховскую» внутреннюю пространственно-временную, событийную, художественную реальность бытия его героев. Тоска и одиночество порождается родным домом и окружающей природой, привычными домочадцами, свобода и познание ассоциируются с городом, дорогой, столицей. Перемещение в художественном пространстве чеховского рассказа рассматривается как преодоление внутреннего философско-психологического кризиса героя. Художественный мир чеховского рассказа и пространственно-временная динамика действий главного «инициативного, решительного» героя (напротив, - бездеятельная и предопределенная пространственно - неизменяемая, пассивная позиция героя – «бытовой натуры»), - являются основой творчества писателя.

Единицы косвенного изображения в совокупности с прямым описанием действительности в небольших по объему рассказах позволяют автору создать широкий временной и пространственный обзор, претендующий на содержательность романа.

В творчестве Чехова понятие малого и большого мира зачастую противопоставляются. Малый мир, как бытовая данность – усадьба помещика, дом, сад, - существует как ограниченное пространство, связующее волю и свободу творческой натуры, воспринимаемое ею как примитивное, искаженное, неверное существование без будущего. Большой мир – количественно и качественно иной, гармоничный, новый, непознанный, дающий неясную, неопределенную, неустановленную, но представляемую автором как выход, как новую философскую спасительную реальность, волю и свободу – перемена места, дорога, город, учеба,

 

познание. Однако большой мир доступен только для творческих, ищущих натур. Он приводит к расширению пространственно-временных рамок произведения, усложнению философского миропонимания.

Герой «в футляре» не способен покинуть пределы микромира, патриархального по представлению автора, бесперспективного бытия в традиционном размеренном укладе. В этом заключается чеховское миропонимание, возникшее на рубеже смены жизненных укладов, когда буржуазное развитие общества послужило возникновению новых и не всегда оправданных надежд на зарождение более справедливого, технократического, промышленного, «ученого», и «городского» общества.

Структура художественного пространственного мира складывается из отдельных элементов и имеет конкретное отображение, свои границы, смысловые характеристики, субъективные авторские оценки. К элементам художественного пространственного мира относятся топас и локус. Топас – крупное литературное деление пространства, состоящее из локусов. Локус – мелкая пространственная единица.

Раздел 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: