Принципы педагогической системы Сухомлинского




В основе педагогической теории Сухомлинского лежит педагогический оптимизм и любовь к детям, вера в утверждение доброго и человеческого в жизни, формирование идей добра, милосердия, народности воспитания.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Сухомлинский считал, что сущность важной воспитательной задачи заключается в том, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. В своей системе умственного воспитания Сухомлинский использовал трудовые задания, главная цель которых – формирование мировоззрения. Он считал, что для формирования мировоззрения очень важно, чтобы мыслительные операции находили отражение в практической деятельности ученика.

По мнению Сухомлинского, не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретенным знаниям, когда еще нет никакого дела до их содержания – также является одной из задач воспитывающего обучения. Формирование научного мировоззрения – это вдумчивое проникновение воспитателя в душу ребенка, умелое педагогическое руководство его мышлением, процессом познания окружающего мира, трудовой деятельностью.

Исходя из вышеизложенного, развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» имеет нравственное право желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни».

Проблемой современной школы, обучения и воспитания, по мнению Сухомлинского, является то, что человек, получивший хорошее образование, не хочет участвовать в процессе материального труда. Наше общество, как указывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь».

Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей. Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное»: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, который не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю».

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшего школьного возраста, неудовлетворительными отметками, поскольку считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше. В педагогическом опыте неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали.

Принципы, на которых была основана педагогическая система:

v доверие к детям,

v учение без принуждения,

v воспитание без наказаний,

v сотрудничество детей и взрослых,

v творческий труд и нравственная свобода,

v возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,

v принятие ответственности за свой выбор.

Таким образом, Сухомлинский разработал воспитательную школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Содержание обучения и воспитания в Павлышской средней школе

«Романтизм Сухомлинского вылился в «Школу радости», в которой дошкольникам-малышам прививалось радостное мировосприятие, любовь к жизни, природе, матери. Не случайно считают, что в Павлышской школе существует три культа: науки, труда и матери».

Сухомлинский провёл эксперимент. В 1953 году он летом собрал шестилеток и своём селе. И родителям сказал, что хочет подготовить их к школе. Он организовал «Школу радости» для 6-леток. Это была школа под голубым небом. Большая часть занятий проводилась вне школы, на лоне природы. Он проводил уроки, например, за восходом или закатом солнца; совершались «аппетитные» прогулки. Дети брали с собой еду на природу. Большое внимание уделялось физическому воспитанию ребёнка. Дети учились считать, писать через игру. На этих уроках учитель учил детей мыслить, наблюдать за окружающей средой. Сухомлинский учил их чувствовать и видеть красоту окружающей природы, беречь её.

С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей. Одной из важнейших задач школы Сухомлинский он видел в необходимости давать родителям элементарные знания по педагогике. Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Слушатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Отдельно собирались на занятия родители, чьи дети ходили в «Школу радости» - подготовительную группу, организованную для шестилеток, не посещающих детский сад. Была своя группа и для «начинающих» родителей, тех, у кого были дети от 2 до 5 лет. Особые надежды возлагал именно на эту группу. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых же шагов его жизни, не допускать ошибок в воспитании. Занятия проводились 2 раза в месяц, основная форма занятий – лекции и беседы директора, завуча и наиболее опытных учителей.На занятиях педагоги стремились к тому, чтобы теоретические знания, которые родители получали в родительской школе, соотносились ими с духовной жизнью ребенка.

Молодым родителям говорили о том, что главное условие здорового развития ребенка – это гармония отношений взрослых людей, окружающих ребенка. Взрослые дают детям ощущение счастья, уверенности в своих силах, ощущение справедливости мира, в котором они живут.

Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче, подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т. д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми. Сухомлинский видел задачу школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни».

В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цель гуманизации воспитания. «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

Одновременно с родительским университетом в школе работал и семинар педагогической культуры или семинар для учителей. План работы семинара был известен педагогам заранее, и они тщательно к нему готовились. На семинаре педагоги пытались проникнуть в сложный духовных мир ребенка, старались изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с образом, полученным в результате обсуждения. Содержание семинара распространялось и на родительский университет. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

Итак, школа должна быть тесно связана с родительской общественностью. Именно поэтому в Павлышской школе проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.

В Павлышской школе постоянно организовывались всевозможные праздники, которые постепенно становились традициями: праздник первого звонка для первоклассников; праздник последнего звонка для выпускников; встречи выпускников прошлых лет (эти встречи воспитывают уважение к своей школе); праздник матери; день неизвестного героя; новогодняя елка и т. д. Уже сама подготовка к этим праздникам была волнующим событием в жизни школы, т. к. готовились к ним совместно: и учителя, и родители, и, конечно, сами воспитанники. Затем на эти праздники обязательно приглашались родители, бабушки и дедушки, сестры и братья учеников. Таким образом, связь школы и семьи укреплялась.

Один из идеалов воспитания – труд как основа воспитания нового человека – в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. Включение детей в труд происходило незаметно, исподволь. Сухомлинский стремился к тому, чтобы в школе были не «уроки труда», не игра в труд, а труд. Под трудом он понимал деятельность, направленную на создание общественного богатства. А потому труд детей должен иметь как можно больше элементов, сближающих его с производительным трудом взрослых и в отношении общественной значимости, и в технике, и в технологии трудовых процессов.

В Павлыше почти все было сделано руками ребят. Простейший ручной труд малышей соседствует со сложными монтажными работами старшеклассников. Также разнообразные сельскохозяйственные работы, доступные павлышским ребятам, специальный строительный полигон и кружки. Разнообразие кружков и занятий помогает приохотить ребят к учению и умственному труду.

Сухомлинский и педагогический коллектив учили работать, и объясняли смысл работы, и давали возможность работать интересно. Так, используя весь этот сложнейший комплекс средств, методов и условий, добиваются своего: труд становится ребятам в радость.

Итак, увлеченность совместной с учащимися трудовой деятельностью – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Нельзя не подчеркнуть и то, что в развитии детской индивидуальности большое значение придавал знаниям, социальному опыту. В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью полноценное индивидуально-личностное развитие каждого ребенка. Учение является для школьника ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека. Неудачи в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении – детские неврозы на почве учебных неуспехов.

В целях достижения эффективности обучения была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения являются: природа, книга, сказка, труд.

Сухомлинский считал, что полноценное умственное воспитание может быть осуществлено при том условии, когда достоянием учащихся станут наиболее ценные интеллектуальные богатства человечества.

В Павлышской школе большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности. Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну – с обязательным материалом, другую – рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники. Для каждого вопроса из обязательной программы создавался своеобразный интеллектуальный фон материала необязательного.

В своей деятельности в Павлышской школе Сухомлинский использовал эксперимент – незаменимое средство интеллектуального обогащения труда, сочетания труда с мышлением, анализом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: