Таблица 2
Тьютор и подопечный | Тьютор: |
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку. | |
Тьютор и учитель класса | Тьютор: |
обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор. | |
Тьютор и другие дети | Тьютор: |
следит за тем, что происходит в школьном коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. | |
Тьютор и родители | Тьютор: |
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей. | |
Тьютор и другие специалисты (логопед, соц.педагог, медицинские работники, психолог и | вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом; помогает в составлении индивидуальных программ; осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.) |
|
Деятельность тьютора и тьютранта Таблица 3.
Ученик и учитель | Для этого тьютор: |
Ученик слушает учителя и выполняет его инструкции | привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. |
Ученик и тьютор | Для этого тьютор: |
Ученик выполняет рекомендации тьютора | следит за организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. |
Ученик и другие ученики | Для этого тьютор: |
Ученик по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему | наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». |
Ученик и родители | Для этого тьютор: |
Ученик перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором | помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
|
Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
Результатами работы тьютора в образовательной организации являются: успешное включение в образовательный процесс и социальная адаптация в образовательной среде; освоение культурно-гигиенических навыков, расширение возможностей самостоятельного выполнения необходимого действия. Развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умений общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои потребности и желания. Динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося. Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора. Таким образом, программа тьюторское сопровождение представляет собой организацию движения ребёнка в образовательном процессе, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями, а также его успешная адаптация в социальной среде.Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательном пространстве, помогает в преодолении социальных, физиологических и психологических барьеров.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
|
Обеспечение реализации данной учебной программы включает: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2).
Адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3).
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования, обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.4) Печатные пособия: иллюстративные алгоритмы поведения, «живое расписание», календарь, интерактивный календарь, фотографии обучающихся, пространственные схемы; Дидактический раздаточный материал: карточки с изображением предметов и различной тематикой, обладающих различными свойствами, признаками, карточки со словами, буквами, цифрами, конструкторы, пазлы, различные игрушки. Информационно-коммуникационные средства: развивающие игровые программы; Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, колонки. Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, презентации, фото, обучающие фильмы; Учебно-практическое оборудование: индивидуальные парты и стулья для учащихся, интерактивная доска, ноутбук
Отчетный раздел