Особенности творческого мышления




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

 

 

Факультет государственного сектора

Кафедра социологии

 

 

РЕФЕРАТ

 

Учебная дисциплина: Социология

Наименование направления подготовки:________________________

Номер группы:___________

Номер зачетной книжки ________________

Ф.И.О студента:____________________________________________

Дата регистрации работы на кафедре ____________

 

Проверил: канд. социол. наук, доцент Наумова Е.В.

(Ф.И.О.)

 

Оценочное заключение:

 

 

Новосибирск

 

 

Содержание

Введение

1 Психология творчества

1 1 Воображение

1 2 Особенности творческого мышления

2 Принципы интерпретации творчества

3 Формирование и развитие творческой личности

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Леонардо Да Винчи, Л. Толстой, А. Суворов, Э. Эйнштейн, М. Тайсон и ещё множество великих и неизвестных имён которые были представителями разных профессий, но при этом смогли проявить творческий подход в разных видах деятельности и реализовать свои способности.

Цель данной работы состоит в том, чтобы разобраться в условиях развития творчества и индивидуальных особенностях его проявления.

Задачи данной работы таковы:

1. Понять, что такое воображение;

2. Разобраться в особенностях творческого мышления;

3. Описать принципы интерпретации творчества;

4. Объяснить, как формируется творческая личность.

Вопрос о присутствии у человека воображения, творческого начала и потребности в самореализации был актуален ещё в древние времена и остаётся таковым и в наши дни. Что же такое способность творить – данность или результат развития и самосовершенствования личности? Вряд-ли кто-нибудь точно ответит на этот вопрос.

Потребность и желание человека внести вклад в развитие общества, а также потребность в самореализации позволяет личности прожить полноценную, интересную жизнь, создавая наследие для будущих поколений.

 

 

Психология творчества

Воображение

Воображение – форма психического отражения, которая создаёт образы на основе ранее сформированных представлений. Существует непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение.

Чтобы исследовать познавательную роль воображения нужно выявить его особенности. Сложность понимания, что есть воображение объясняется тем, что оно тесно связано со всеми видами познания. Эта особенность является причиной развития тенденции к отрицанию существования воображения, как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, нужно понять природу воображения.

Что говорят о воображении известные психологи? Л.С. Выгодский говорит: «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, проявление нового в течении наших впечатлений и изменение этих впечатлений таким образом, что в результате этой деятельности возникает новый, ранее не существующий образ, составляет основу деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связанно с нашей необходимостью и способностью создавать новое». «Воображение отталкивается от прошлого опыта, преобразовывая его. Воображение – преобразует данное и осуществляется в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И. Игнатьев, проявляется в той или иной конкретной практической деятельности путём преобразования и переработки данных восприятия прошлого опыта и преобразования его. В результате этого формируется новое представление.

Как можно заметить главным признаком воображения является способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно для того, чтобы отделить воображение от мышления. Мышление – специфическая форма создания познавательных образов путём формирования логических выводов, обобщения, анализа, синтеза. Оно не может быть отождествлено с воображением. Создание новых знаний и понятий в логическом мышлении может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи указывают на то, что воображение – процесс создания новых образов, протекающий в наглядной форме. Это относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция полагает, что воображение не только создаёт новые чувственные образы, но и генерирует новые мысли.

Воображение связанно не только с мышлением, но и с чувственными данными. Оно не сводится к логике, так как в нём всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом удалось выяснить, что воображение, это и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта. И это преобразование совершается при единстве чувственного и рационального.

Особенности творческого мышления

Творчество – деятельность человека или коллектива людей, направленная на создание оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческое воображение – воображение, направленное на создание новых общественно значимых образов, которые составляют основу творчества.

В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: «… Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первого начала геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и другому человеку и сделать их понятными для потомков. Но никакой Гомер не может показать, как появляются и соединяются в его голове полноценные фантазии и богатые мыслями идеи, так как он сам этого не знает, а следовательно никого не может этому научить».

А.С. Пушкин писал: «Всякий талант необъясним. Почему мысль выходит уже вооружённая четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами?»

Американский психолог Ф. Беррон с помощью тестов обследовал группу из пятидесяти шести писателей, которые были его соотечественниками и пришёл к выводу, что у писателей интуиция и эмоциональность очень хорошо развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями», что составило 89% всех испытуемых. А в группе, где были представлены люди далёкие от художественного творчества, личностей, которые обладают развитой интуицией оказалось более чем в три раза меньше – 25%. Ещё Платон в своё время выделял высокую роль подсознательного в творчестве. Он трактовал этот феномен как экстатическое, боговдохновенное, вакхическое состояние.

Именно идеалистические концепции в эстетике абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе. Ф. Шеллинг писал: «… художник не произвольно, а иногда даже вопреки своему желанию вовлекается в процесс творчества… Подобно тому, как обречённый человек совершает не то, что он хотел сделать, а выполняет то, что предписано судьбой, так как находится в её власти. Тоже самое происходит и с художником. На него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми. Эта сила побуждает его изображать и высказывать вещи, до конца не открытые его взору, но при этом обладающие удивительной глубиной».

Не смотря на то что доля творческого процесса по отношению к разуму, возможно, количественно не преобладает, качественно оно определяет многие существенные стороны творчества. Сознание контролирует главную цель и основные направления художественной концепции произведения. Весь художественный и жизненный опыт творца организуется вокруг этих концепций. Сознательное начало обеспечивает самоконтроль и самонаблюдение художника. Помогает ему проанализировать и оценить своё произведение. На основе чего он сможет сделать выводы, которые будут способствовать дальнейшему развитию.

Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Вдохновение – это специфическое творчески-психологическое состояние, при котором наблюдается ясность мысли и интенсивность мыслительной работы. При вдохновении возникает богатство и быстрота ассоциаций, происходит сильный «выброс» накопленного в подсознании жизненного и творческого опыта, который незамедлительно включается в творчество.

При вдохновении рождается необыкновенная творческая энергия. Не случайно образом вдохновения с древних времён является крылатый конь – Пегас. Находясь в состоянии вдохновения достигается оптимальное соотношение интуитивного и сознательного начала в процессе творчества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: