Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.




Пара

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века

Тема 2.2 А.Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы. Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы. Споры литературных критиков вокруг драмы. Цель: ознакомить обучающихся с историей создания, смыслом названия пьесы «Гроза»; показать своеобразие конфликта драмы; совершенствовать навыки анализа пьесы как жанра драматургии; совершенствовать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; формировать духовно-нравственную культуру. Рассмотреть систему образов, приёмы раскрытия характеров героев пьесы «Гроза»; совершенствовать навыки анализа пьесы как жанра драматургии, систематизации фактического материала, аргументации выводов.  

«Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта.

История создания и замысел пьесы «Гроза» очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 г. «Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило страшную драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, деспотичность свекрови, задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова «не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она её сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену».

Вскоре после этой злополучной истории в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского «Гроза» (1860 г.). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее.

В действительности пьеса «Гроза» была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 г., то есть ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

«Литературная экспедиция», совершенная А.Н. Островским в 1856 и 1857 гг., оказала сильное влияние на идею создания пьесы «Гроза». Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

Смысл названия пьесы «Гроза». После выхода из печати и постановки драмы А.Н. Островского «Гроза» современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 г., когда все ждали отмены в стране крепостного права. Название пьесы имеет символический смысл.

Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как атмосферное явление — бурное ненастье с громом и молнией. Слово «гроза» используется и тогда, когда речь идёт о чём-нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх.

Гроза в природе воспринимается по-разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она — благодать, которой «каждая… травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от неё, как от «напасти какой».

Гроза усиливает душевную драму Катерины, её напряжённость, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. Если ещё более расширить символическое название пьесы, то можно отнести слово «гроза» и к гибели Катерины. Её самоубийство прозвучало как вызов кабановским понятиям о нравственности, потрясло жителей города, а это тоже можно назвать грозой — потрясением. Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

Ещё Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н.Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна».

Составить сопоставительную таблицу «Смысл названия пьесы «Гроза»

 

Природное явление Социальное столкновение
Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы Гроза как обещание мучений на том свете за грехи — «гиена огненная»
Гроза как обещание мучений на том свете за грехи — «гиена огненная» Нравственные проблемы: •проблема человеческого достоинства; •проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; •проблема честности, справедливости и способности сделать выбор

 

Своеобразие конфликта

В центре драмы А. Н. Островского «Гроза» социальный конфликт — противостояние властителей «тёмного царства» и людей, зависящих от них, вынужденных сносить их самодурство и деспотизм, «терпеть, покуда терпится».

Но и среди жертв «тёмного царства» не все одинаково выражают своё отношение к существующим порядкам: одни считают, что «лучше уж стерпеть», чтобы не вызвать новый гнев «ругателя» Дикого или Кабановой - Шапкин, Борис, Тихон; другие, не желая более сносить деспотизм Кабанихи, уходят из родительского дома - Варвара.

Особое место занимает в драме Кулигин, который советует Шапкину и Борису терпеть, но сам подвергает критике нравы города, патриархальные устои семейной жизни и, наконец, доходит до прямого обвинения, брошенного в лицо Кабановым в финале драмы: «Вот вам ваша Катерина… Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судиёй, который милосерднее вас!»

Стремление отстоять свои человеческие права заставляет Катерину вступить в неравную борьбу с Кабановой, олицетворяющей собой произвол, деспотизм, защиту законов «тёмного царства».

Этот конфликт является одним из частных проявлений конфликта общего и приковывает внимание зрителя. В драме две центральные фигуры — Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы.

Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы — это внутренний конфликт Катерины между чувством долга и страстным порывом к свободе и счастью.

 

Составить сопоставительную таблицу Катерина и Кабаниха

 

Марфа Игнатьевна Кабанова Катерина Кабанова
Отличительные черты характера «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,— так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна. Место в доме Кабановых Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона не то чтобы по любви, а потому, что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.
Противоречивость в характере и поступках героини Её благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина лишает себя жизни. Отличия Катерины от других персонажей Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.
  Сущность трагедии Катерины Катерина не хочет и не может жить по законам «тёмного царства». В этом основная причина её трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «всё как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращённое к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живёт героиня в городе «безлюбом».
Вывод. Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев — таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «тёмного царства» Вывод. Впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. Это объясняет конфликт Катерины как с «тёмным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, хотя и старалась она быть ему верной и любящей женой

Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Ни одна пьеса Островского не вызывала столько споров, сколько написанная накануне великой реформы «Гроза». И спорили даже не о пьесе — о главной героине.

Кто она — «луч света в тёмном царстве», по знаменитому определению Н. А. Добролюбова, или «зачумлённая личность», заражённая «до мозга костей всеми нелепостями понятий, господствующих в обществе самодуров», по словам Д. И. Писарева; «народный характер», который «сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны», по мнению Н. А. Добролюбова, или истеричка, которая «на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей… разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да ещё таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой»,— настаивает Д. И. Писарев.

Мы видим, что все объяснения лишены полноты, лишены той сложности в понимании и характера героини, и мира, в котором она живёт, и конфликта — грозы, разразившейся над ней по воле А. Н. Островского.

«Парность» — характерное для «Грозы» свойство, создаваемое разными способами: на основе сходства — Тихон и Борис, Варвара и Кудряш; при различии характеров сходство положений — Кабаниха и Дикой; на основе противоположности — Феклуша и Кулигин (оба не участвуют непосредственно в сюжете, а выполняют функцию резонёров, обосновывая либо правоту (Феклуша), либо неправедность (Кулигин) калиновской жизни.

Особенность положения Катерины в системе персонажей в том, что для неё не находится пары. Она любит Бориса, жалеет Тихона, любит, как сестру, Варвару, и они отвечают ей тем же, но она совершенно одинока. Её не понимает никто из них. Ни с кем она не соразмерна. Что же в ней особенного, в этой купеческой жене, о которой столько спорила русская критика и до сегодняшнего дня продолжает спорить русский театр? Давайте попробуем разобраться в этом.

 

Составление опорной обобщающей таблицы (запись в тетрадях) «Что привело к трагедии Катерины»

Жизнь Катерины в родительском доме Жизнь Катерины в доме Кабановой
Сердечное отношение родных Жестокое отношение Кабанихи
Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Постоянный духовный бунт
Относительная свобода Непонимание её натуры и стремлений Тихоном
Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная впечатлительность, экзальтированность, романтическое отношение к жизни Влияние жизни у Кабановых на Катерину: осознание своей обречённости, замкнутость, разочарованность в семейной жизни

 

Героиня трагедии наделена исключительными духовными дарами. И возникший в её душе трагический конфликт не может найти разрешения и выхода. Катерина гибнет не потому, что свекровь её жестка, муж слаб, не потому, что её запирают, а Борис не решается её увезти,— она гибнет потому, что уверена: «уж всё равно… душу свою погубила».

В кульминационной сцене грозы покаяние отнюдь не искупление вины для Катерины, а только проявление её неспособности лгать. Она не может изменить своему «горячему сердцу» и сопротивляется нравственному закону. Выходом может стать только смерть.

В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина её глубокой жизненной драмы. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы А. Н. Островского «Гроза», выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым — патриархальными принципами, и новым — стремлением к свободе.

 

 

Д/З: Исследовательская работа по тексту пьесы «Гроза»

Сделайте отбор, группировку и классификацию материала драмы «Гроза» для речевой характеристики Кабанихи и Катерины по предложенному примерному плану.

План

1. Каковы наиболее излюбленные темы у Кабанихи для упрёков, наставлений и нравоучений?

2. В каких особенностях речи находят отражение её взгляды на семью, на отношения младших к старшим?

3. С какой целью автор включает в её речь церковно-религиозную лексику?

Как в лексике и в синтаксическом построении речи Кабанихи выражается её ханжество?

4. Когда в её речи возникает интонация холодного издевательства? Какими языковыми средствами это достигается?

5. Как меняется речь Кабанихи в зависимости от того, с кем она разговаривает (с домашними, Диким, Феклушей)?

6. Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях Кабанихи?

7. Найдите доказательства следующих положений о речи Катерины:

• В её речи встречаются просторечья, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народно-поэтического языка;

• Речь богата интонациями — радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными, трагическими… Интонации (как и другие средства) выражают отношение Катерины к окружающим;

• В речи Катерины отражается всё богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры и другие качества;

• Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре её речи: риторические вопросы и восклицания, незаконченные предложения и т. п. А в особо напряжённые моменты речь обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: