Historical and cultural commentary on Russian fairy tales in the class of literary reading




Жирнова И.Г., Шершнёва Г.Ю.

студентки 4 курса бакалавриата

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Российская Федерация, Тверь

Научный руководитель – д. филол. н.,

профессор ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Милюгина Е.Г.

zhirnova.irochka@list.ru

Историко-культурный комментарий к русским волшебным сказкам на уроке литературного чтения

Аннотация: В статье описаны возможности использования историко-культурного комментирования волшебных сказок для оптимизации понимания младшими школьниками мифологических образов. Предложена система заданий с использованием метода комментирования на уроке литературного чтения.

Ключевые слова: младшие школьники, комментирование, мифологические образы, волшебные сказки, литературное чтение.

Zhirnova I. G., Shershneva G. Yu.

students of the bachelor

Of the "Tver state University»

Russian Federation, Tver

Scientific supervisor – doctor of philological Sciences. B.,

Professor of the "Tver state University" Milyugina E. G.

zhirnova.irochka@list.ru

Historical and cultural commentary on Russian fairy tales in the class of literary reading

Abstract: The article describes the possibilities of commenting on the problem of children's understanding of the mythological images of fairy tales. The proposed system of tasks using the methods of commenting on the class of literary reading.

Keywords: younger schoolchildren, commenting, mythological images, fairy tales, literary reading.

В настоящее время фольклор как учебный материал прочно вошел в программы для начальной школы, народные сказки изучаются на уроках литературного чтения и широко задействованы во внеклассной деятельности. Роль народной словесности в читательской подготовке младших школьников определяется требованиями ФГОС НОО [5].

Сказка вызывает интерес у младших школьников. События в сказке сложны, причудливо переплетены, развиваются неожиданно, они требуют осмысления читателем и позволяют формировать у него умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать. Наблюдения за характерами и поступками персонажей позволяют младшему школьнику устанавливать причины и следствия событий. Следовательно, волшебная сказка обладает потенциалом для всестороннего развития школьников на уроках литературного чтения.

Сложности в понимании школьниками мифологических образов заключаются в следующем: школьники не понимают смысловых отношений сказки и амбивалентности ее героев и привносят в ее идею субъективные впечатления; если персонаж не оценивается однозначно, то маленький читатель испытает затруднения в выработке своего личного отношения к нему и оценивает его по первому поступку, не замечая изменений, происходящих с героем.

Работа над фольклорными сказками всегда считалась самой сложной темой в курсе литературного чтения, поэтому очень важно подобрать продуктивные методы работы на уроке. Мы предлагаем чтение волшебных сказок с комментированием встречающихся в них мифологических образов и сюжетов. Формы проведения комментирования: рассказ учителя; работа младших школьников с мифологическими словарями; самостоятельная подготовка школьниками устных рассказов о героях волшебной сказки и их мифологической природе; помощь родителей в поиске материала и досуговое чтение книг о мифологии и сказках.

Нами была разработана система заданий с включением комментирования мифологических образов и сюжетов при чтении волшебных сказок на уроках литературного чтения. Изначально учитель подготавливает историко-культурный комментарий о героях русских народных сказок, подбирает необходимую информацию и адаптирует материал для младших школьников, подбирает иллюстрации, книги и словари по мифологии [1; 2; 3; 4]. Ученикам можно предложить принять участие в этой подготовке: принести книги и оформить выставку «Моя любимая книга», где будут представлены герои Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Царь-девица, Змей-Горыныч, Иван-Царевич и др. Можно предложить подготовить сообщение об одном из героев, нарисовать иллюстрацию с любимым героем и др. Рассмотрим задания подробнее.

Угадай силуэт. Учащимся предлагаются силуэты персонажей народных сказок. Им необходимо определить, чей это силуэт и вспомнить интересные факты из истории возникновения образа этого героя. Ученики могут воспользоваться мифологическим словарем.

Кому принадлежит предмет? Предлагаются карточки с изображением атрибутов героев: ступа, метла — предметы Бабы-Яги; сундук с золотом — предмет Кощея; печь — предмет Емели и др. Учащиеся готовят доклады об атрибутах героев и выступают перед классом.

Загадки. Учащимся предлагаются загадки о героях сказок. По описанию им нужно понять, о ком из героев идет речь, вспомнить сказки с их участием и назвать характеристики персонажа. Например: Баба-Яга — персонаж сказок «Гуси-лебеди» (здесь ее функция — испытывать героев), «Перышко Финиста — Ясна Сокола» (здесь ее функция — даритель).

Дополни имя. Учащимся нужно дополнить имя персонажа, например, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч.

Блиц-опрос «Знаете ли вы героев волшебных народных сказок?» Задание направлено на выявление знаний сюжета сказок учениками. Примеры вопросов: 1. Кто поймал волшебную щуку? (Емеля) 2. Как звали героя, который родился от съеденной горошины? (Покатигорошек) 3. Эта героиня никогда не улыбалась. (Царевна Несмеяна) 4. Кто поймал сказочную жар-птицу? (Иван-царевич)

Составление словарика сказочных персонажей и их атрибутов из волшебных народных сказок. Учащиеся выполняют задание по плану: 1. Составьте словарик сказочных персонажей и их атрибутов из волшебных народных сказок. 2. Укажите названия сказок, в которых встречается этот герой. 3. Подберите иллюстрации.

Проект по группам «Историко-культурный комментарий о Змее Горыныче» по плану:1. Этимология слова Горыныч. 2. Змей — один из образов народного творчества в русской культуре. 3. Сказки с его участием. 4. Мое отношение к образу Змея Горыныча. 5. Изображение Змея Горыныча.

Таким образом, проведение урока с использованием историко-культурного комментария приводит к расширению фольклорно-литературного кругозора и читательского опыта школьников через восприятие и проживание новой сказки. Подробное изучение сказок поможет юным читателям разгадать их мифологические загадки, т.к. волшебные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями.

Список литературы

1. Криничная Н.А. Русская мифология. Мир образов фольклора. М.: Академический Проект: Гаудемаус, 2004. 1008 c. («Summa»).

2. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 192 с.

3. Русская мифология: энциклопедия / сост. Е.Л. Мадлевской. СПб.: Мидгард, 2005. 778 с.

4. Славянская мифология: энциклопедический словарь / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Международные отношения, 2002. 512 с.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2015. 47 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: