Основные элементы культуры - язык, ценности, нормы.
1. Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Лишь человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями. Используя символическую коммуникацию, человек обменивается ценными мыслями, способами совместных действий, указаниями. Без столь разработанного, богатого и разнообразного общения люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.
Не только культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение культуры. В ходе общения понятные и усвоенные слова являются средством для передачи традиций, норм, ценностей. Но если люди общаются на разных языках, то передача культурных образцов становится невозможной. Иногда идею или концепцию бывает трудно перевести на другой язык в силу того, что в нем нет адекватных слов для их выражения. Вот, например, почему такой специфический элемент культуры, как поговорка, шутка, анекдот, основанные часто на игре слов, теряют свой смысл при переводе.
2. Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности: терминальные (ценности цели) и инструментальные (ценности средства).
|
Для того чтобы оценить, что значимо и полезно, а что - нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные мерки, критерии. Культура в ценностном аспекте - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими словами, ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретным действиям или бездействию. Социологию интересуют, прежде всего, социальные ценности. Они существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы ценностей являются нравственные ценности.
3. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
Ø формализованные правила (все, что официально записано);
Ø правила морали (связаны с представлениями людей);
Ø образцы поведения (мода).
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.
Функции культуры
Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры — консервации, трансляции и социализации.
|
1. Культура — тип социальной памяти общности — народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения, коммуникативные сети и пр.
Среди отечественных исследователей такой позиции придерживаются Ю.М. Лотман и Б. Успенский, Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина.
2. Культура — форма трансляции социального опыта (функция трансляции).
К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия “социальное наследование”, “научаемое поведение”, “социальная адаптация”, “комплекс образцов поведения” и др.
3. Культура — способ социализации людей.
Данный срез воздействия культуры на человека представлен во многих социологических работах. Достаточно лишь привести имя Т. Парсонса, чтобы показать уровень теоретической проработки указанной выше проблемы.
Коммуникативная - связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
Регулятивная - связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
Интегрирующая - связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
|
Общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят: совместный труд; спорт; образование; наличие ритуалов; системы родства; правила взаимодействия полов; язык и т.д. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей.
Элитарная культура - ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Народная культура - создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Массовая культура - феномен общества XX века. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.
Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:
- прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)
- индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)
- прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха).
Субкультуры - части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.