С понятием цели тесно связано понятие стратегического управления, в основе которого лежит стратегическое и тактическое планирование.
Стратегия – это общая концепция деятельности организации по достижению целей, рассчитанных на длительный период.
Стратегическое управление – процесс выработки и реализации стратегии организации. Стратегический менеджмент включает в себя разработку и реализацию перспективных направлений деятельности организации, обоснование целей и долгосрочных планов ее развития в целом, определение основных конкурентных преимуществ.
Стратегический менеджмент выполняет следующие функции:
1. Обоснование стратегических целей организации, которые позволили бы ей быть активным участником рыночных отношений и способствовали бы повышению прибыльности;
2. Постановка основных задач перед структурными подразделениями организации;
3. Определение методов достижения целей организации;
4. Обоснование принципов деятельности;
5. Решение целого ряда общеорганизационных проблем.
Виды стратегии:
1. Генеральная стратегия – отражает способы реализации миссии организации.
2. Специальные стратегии – на особые случаи.
3. Функциональные стратегии – отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами.
Практическую реализацию стратегии осуществляют в совокупности все другие направления и виды менеджмента: производственный менеджмент, отвечающий за технологию выпуска местных товаров и услуг; инновационный менеджмент, обеспечивающий основное производство через научно-технический маркетинг и разработки перспективных образцов продукции; управление персоналом – процесс, включающий комплекс мер по подбору, расстановке, обучению, мотивации и увольнению персонала; финансовый менеджмент, осуществляющий управление денежными потоками и ценными бумагами организации с целью поддержания необходимого баланса между активами и пассивами, доходами и расходами организации.
|
Специфика стратегического менеджмента в следующем:
o Направлено, главным образом, на изучение внешней среды;
o Ориентировано на длительную перспективу;
o Реализуется высшим руководством;
o Отражает главную цель организации;
o Отличается высокой сложностью;
o Требует привлечения и анализа большого массива информации (базы данных);
o Основывается на труднопредсказуемых прогнозах.
Стратегическое управление включает:
1. Определение миссии и долгосрочных целей.
2. Сбор и анализ стратегической информации.
3. Разработку и выбор стратегии.
4. Разработку программ и планов реализации стратегии.
5. Управление реализацией стратегии.
6. Контроль, оценку и корректировку хода реализации стратегии.
Формирование базы стратегической информации предполагает использование разнообразных источников о внутренней и внешней среде организации.
Для формирования стратегии необходимо проведение стратегического анализа, т.е. анализа факторов внешней и внутренней среды организации, выявление потребностей и оценка ресурсов, сопоставление угроз и возможностей организации, т.е. проведение SWOT-анализа. Возможными вариантами выбора базовой стратегии являются:
Ø Интенсивного (концентрированного) роста;
|
Ø Интеграционного роста;
Ø Дифференцированного роста;
Ø Сокращения.
Разработку стратегического планирования (бизнес-плана).
Тактика менеджмента – управленческая деятельность по обеспечению функционирования организации и реализации ее текущих задач. Реализуется в краткосрочных и оперативных планах.
Краткосрочные планы охватывают годовой период и разрабатываются на уровне организации в виде годового плана (производственной программы).
Оперативное планирование осуществляется в подразделениях организации в виде собственных производственных программ и заданий с учетом возможности их выполнения на каждом участке и рабочем месте.
Краткосрочные и оперативные планы должны быть тесно увязаны со стратегическими планами. Они должны разрабатываться:
ü В полном соответствии со стратегическими планами, обеспечивать их развитие и реализацию;
ü На уровне руководителей среднего звена;
ü На более короткий период времени, чем планы стратегические.
Оперативное управление предполагает принятие решений по конкретно складывающимся в данный момент ситуациям и включает:
1. Календарное планирование. Оперативно-календарный план определяет последовательность и сроки выполнения работ по дням недели, месяца и используется как основной документ для разработки суточных заданий.
2. Организацию процесса реализации краткосрочных и оперативных планов:
- распределение работ и ресурсов;
- внесение необходимых корректив в ход технологических процессов;
- маневрирование запасами (сырьем, материалами, готовой продукцией).
3. Диспетчеризацию (контроль за качеством и сроками выполнения текущих задач).