Формулировка выбранной для исследования проблемы




Таким образом, исходя из фундаментальной роли научного знания, как основы современной естественной картины мира, появляется закономерная проблема: «Деконструкции легитимности экспертного знания».

Обзор литературы

Легитимация знания является широкой темой, которая охватывает различные области схождения эпистемических и социальных структур и его последствия. Этими областями являются производство знания, его контроль и признание в рамках определенных социальных институтов и властных отношений. Множество концепций, вводимых и обосновываемых в современных исследованиях отражают различные феномены в области корреляции эпистемических и социальных структур. В рамках одной из таких концепций следует отметить представленную Альфредом Шюцем теорию «социального распределения знания»[2], в которой постулируется, что не только общий массив знания, но и степени его ясности, отчетливости, а также структуры релевантности социально распределены. Также заслуживает внимания концепция «мифа» Ролана Барта[3], где миф, как совокупность коннотативных означаемых, образует сокрытый идеологический слой дискурса; концепция же «дискурса», «власти-знания» и «дисциплины»[4] Мишеля Фуко основывается на том, что материалом науки, искусства, литературы и любого другого явления культуры или вида творчества является "популяция событий в пространстве дискурса" – здесь знание имеет другой идеологический смысл: "Власть устанавливает знание, которое, в свою очередь, выступает гарантом власти". По мнению Пьера Бурдье, наука, представляется неким полем символического производства, а власть в «поле науки» определяется административным капиталом агента[5], ставится задача выявить условия при которых возникает и получает признание научное знание в практике «института» и «символического универсума»[6]. На основании концепции конструирования и трансформации социальной реальности, которая была устанавлена Питером Бергером и Томасом Лукманом, объясняется современная специфика повседневной трактовки мира, раскрывается роль языка, как универсального средства накопления человеческого знания. При рассмотрении легитимности науки, как основной формы познания представляющей из себя сложное явление, подлежащее деконструкции, статусом наиболее интересной концепции, на мой взгляд, обладает модель легитимации знания в эпоху постмодерна Жана-Франсуа Лиотара, в ходе которой он исследует результативность и эффективность системы научного познания, как основной цели познания и развития современного общества. Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что в рамках современного развития науки в эпоху постмодерна наблюдается увеличение внимание к вопросу знания, его состояния и модели легитимации науки, в качестве основной системы познания.

Актуальность данного исследования заключается в том, что без использования научных знаний невозможно осуществление познания. Легитимность научной формы знания – основное условие его эффективной реализации. Доверие и принятие науки общественным сознанием в качестве легитимной, во многом детерминирует вектор социального и культурного развития всего человечества. Научное знание детерминирует поведенческий каркас, составляет основу принятия решений индивидом и является для него исключительным легитимированным языком толкования окружающей действительности. На него, как на основной источник истины, опираются как ученые, так и многие люди, не занятые в научной сфере. Легитимностью «специального знания» обусловлен авторитет его носителей и уровень доверия к ним в обществе. В таких условиях, фундаментальная роль научного знания определяет необходимость реконструкции легитимации научного познания в качестве допустимого и рационального способа трактовки законов мироздания.

Цель научного исследования – определить, каким образом происходила становление научного знания в качестве легитимного.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

· Исследовать современное положение науки, как основной формы познания.

· Исследовать социальный статус эксперта, как лица, обладающего научным знанием.

· Проанализировать современный процесс производства знания, его контроля и признания в рамках определенных социальных институтов и властных отношений.

· Используя метод деконструкции рассмотреть, каким образом научное познание приобрело статус легитимного.

 

Исследование основано на следующих методах: общенаучный метод: системный, общелогические методы такие как: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция. В качестве особого метода, для рассмотрения легитимации как комплексного явления, и для реконструкции процесса легитимизации будет использован метод деконструкции посредством разрушения стереотипа легитимности научного познания и выявления оснований для формирования такого статуса легитимности.

 

Рабочая гипотеза исследования: легитимность науки, как основной формы познания представляет из себя сложное явление, подлежащее деконструкции.

 


[1] Злобин, Н. С. Изменение места и роли науки в мировом социально-историческом процессе /Н. С. Злобин // Социальная динамика современной науки. – Москва: Наука, 1995

[2] Schutz A. The well-informed Citizen: An Assay on the Social Distribution of Knowledge // Social Research. 1946. Vol. 13. P. 463—478

[3] Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. Сс. 72-130.

[4] Michel Foucault. Surveiller et punir: Naissance de la prison. — Paris: Gallimard, 1975. — 328 с.

[5] Bourdieu P. Le champ scientifique. Actes de la recherche en sciences sociales. 1976. № 2–3. P. 88–104.

[6] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: