Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее.
Александр Невский». 5 класс
Цель урока: сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Знакомство с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
2. Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)
Воспитательные:
1. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
2. Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
1. Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
2. Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым произведением.
Тип урока:
Методы:
1. Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
2. Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
Оборудование: Компьютер, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари эмоций.
Ход урока.
Организационный момент. 2 мин.
Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку.
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном уроке музыки. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем гостей аплодисментами как мое «Дружное ЭХО».
Введение в тему урока. 5-7 мин.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Какой вид искусства вы видите? Кто изображен на представленных иллюстрациях?
Дети: Богатыри, герои.
Учитель: А как вы, ребята, поняли, что это герои?
Дети:
Учитель: А кто такие герои?
Дети: человек исключительной смелости и доблести
Учитель: Попытайтесь догадаться, о чём у нас пойдет речь на уроке?
Дети: о героях
Учитель: Русским людям не раз приходилось защищать Родину с оружием в руках. Много героев прославилось в этих сражениях. Сегодня мы поговорим об одном из таких героев. По моему описанию попробуйте догадаться, кто это?
-Человек этот известен нам как великий полководец, защитник Родины.
- Он был очень молод, когда возглавил русское войско, оборонявшее Русь сначала против шведских завоевателей
а потом против немецких воинов-крестоносцев.
- Церковью он был причислен к лику святых,
- а в прошлом году по результатам Интернет - опроса в нашей стране стал символом России.
Кто догадался, о ком идет речь?
Дети:
Учитель: Правильно, это Святой Благоверный князь Александр Невский.Ребята, предположите, почему же наши современники, спустя 7 веков, выбрали этого человека символом России? Хотя рядом с его именем были и другие великие имена: Петр I, Пушкин, Столыпин, Жуков.
Дети:
Учитель: А вам знаком Александр Невский? Сколько времени прошло с тех пор, как он жил? Какие события связаны с именем А. Невского? Почему мы знаем о нем сегодня?
Дети:
После ответов на вопросы, формулируем тему и цель урока.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Звать через прошлое к настоящему». слайд 1
Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.
Рассказ об Александре Невском: слайд 2
С историей Новгородской Руси связано имя Александра Невского, князя Новгородского, а затем великого Владимиро – Суздальского князя. В 1240г. В устье реки Невы высадилось шведское войско. Вёл русских воинов в бой молодой князь Александр Ярославич. Ему было всего 20 лет. Дружина Александра была мала, а шведов - несколько тысяч. Применив смекалку, Князь разбил неприятеля. После победы на реке Неве, князя Александра стали величать Александром Невским.
3.Основная часть. 25 мин.
Учитель: Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» слайд 3,учебник стр.90.
· Что необычного в этой картине?
· Из скольких частей она состоит? (3 части)
Беседа по картине – слайд 4
Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
Художник делал много эскизов и этюдов, направленных на изображение образа русского человека.
Учитель: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский? слайд 5
Дети: мужественным, отважным, гордым, сильным, волевым
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
В 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище». слайд 6.7.8
Учитель: Ребята, исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных видов искусств. Мы рассмотрели живописные полотна, ему также посвящены музыкальные произведения, в частности кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева. слайд 9
Какое произведение называют кантатой?
Дети:
Кантата – музыкальное произведение для солистов, хора, и симфонического оркестра, обычно героического и торжественного характера. слайд 9
Учитель: Данная Кантата была написана на основе музыки к кинофильму режиссера Сергея Эйзенштейна "А. Невский". В кантате 7 частей,
Одна из них называется «Песнь об Александре Невском». Сейчас вы услышите ее фрагмент. слайд 10
Учитель: Подумайте, каким перед вами предстает А. Невский в этой музыке?
Определите его музыкальный портрет. - подсказка
Песнь об Александре Невском – Слушание
Учитель: Каков характер прозвучавшей музыки?
Дети: повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.
Учитель: Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке?
Дети: мужественным, сильным, надежным, уверенным, смелым защитником – богатырем.
Учитель: Как и чем композитор подчеркнул образ героя?
Дети: ритмом, темпом, тембром
Учитель: В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.
Давайте прослушаем еще один отрывок из кантаты. А после прослушивания вы ответите на вопросы. слайд 11
Звучит хор «Вставайте, люди русские»
1. Кто исполнил эту музыку? слайд 12
2. Какая песня по характеру? Ребята, а вы услышали музыку русского призыва?
3. Что звучало в самом начале песни? (вступление)
4. На что оно похоже? (звон колоколов - набат)
5. Что такое набат? ( Набат- сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги)
Учитель: Это мелодия хора «Вставайте, люди русские». слайд 13
Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту. Прочитаем еще раз все вместе.
Учитель: Еще раз вслушаемся в музыку вступления к хору и попробуем передать (изобразить) движением руки характер звучания набатного колокола.
Дети выполняют упражнение
Учитель: Кроме художественных и музыкальных произведений, Александру Невскому посвящен художественный фильм.
В1938 году он был создан режиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата была написана на основе музыки к кинофильму «Александр Невский». слайд 14
Учитель: Кантата и фильм были созданы как раз перед ВОВ, 71-летие которой мы будем отмечать весной. Эти произведения служили предупреждением нашим врагам: «кто на Русь придет, будет насмерть бит». И, в тоже время, они воодушевляли наш народ. Фильм часто показывали на фронте, чтобы поддерживать боевой дух солдат. В середине войны был учрежден орден, которым и по сей день награждают за воинские подвиги.
Отрывок из фильма» Александр Невский» слайд 15
Учитель: Какие главные, ключевые слова из кинофильма, Александр Невский сказал в своей речи перед жителями и воинами?
Составьте из предложенного набора слов, которые вы видите на доске.