Тема: «Открытое общество должно иметь открытые границы».




Педагогическая технология «Дебаты»

 

Ключевые термины:

Дебаты, принципы дебатов, команда, спикер,

элементы дебатов, тема игры, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, аспекты, кейс,

перекрестные вопросы, тьюторы, судьи, судейский протокол.

Литература:

  1. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

2. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. -СПб.

 

  1. Формулировка темы. Тема должна:

- затрагивать значимые проблемы;

- представлять интерес (быть актуальной);

- быть пригодной для спора;

- давать одинаковые возможности командам;

- иметь четкую формулировку;

- иметь положительную формулировку для утверждающей команды;

- стимулировать исследовательскую работу.

Примеры тем:

- Цензура подрывает основные свободы.

- Эвтаназию можно оправдать.

- Рекламу на телевидении следует запретить.

- НЛО существует.

- Мораль зависит от культуры.

- Мужчины и женщины равны для выполнения любой работы.

- Преступления на почве ревности оправданы.

- Использование животных в научных целях аморально.

- Скрывать правду от смертельно больного неэтично.

- Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне.

- Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным.

- Переговоры с террористами недопустимы.

Хорошая тема может дебатироваться несколько месяцев.

  1. Определения понятий.

Определения – пространство для спора. Нельзя определять узко или широко. Дебаты по определениям не проводятся. Не подвергаются сомнению те определения, которые являются «культурной нормой», т.е. даны на основе справочников и словарей. На основе определений создаются аргументы. Определения должны быть:

- четкими;

- обоснованными и корректными;

- стратегическими (должны соответствовать позиции выдвигающей их команды).

  1. Информационный поиск.

Важно: сбор и организация информации по теме. Требование – полнота знания. Необходимые умения:

- использование библиографического аппарата, алфавитного и систематического каталога;

- аннотирование (аннотации авторские, издательские, рекомендательные, описательные);

- работа с библиографией (внутрикнижная и прикнижная библиография);

- предварительное чтение;

- ускоренное чтение;

- ведение двухчастного дневника (цитата – комментарий);

- составление опорного конспекта;

- тезирование;

- реферирование(создание краткого связанного изложения основного содержания изучаемой статьи или книги), реферат отличается от конспекта наличием мыслей автора реферата о рассматриваемых проблемах;

- конспектирование (создание своей системы условных знаков и сокращений), запись основных положений и мыслей автора своими словами;

- цитирование (ссылки и сноски!);

- создание записей на карточках;

  1. Построение сюжета доказательств по теме дебатов. Сюжет доказательств – блок доказательств утверждения/отрицания, который будет реализован командой.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

- почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой?

- какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?

- какие основные проблемы содержит тема и какие основные примеры можно привести?

- какие вопросы возникают в связи с этой темой?

- каковы могут быть опровергающие аргументы?

План речи:

  1. приветствие слушателей;
  2. представление команды и самого себя;
  3. вступление (обоснование актуальности темы – ее важности в данный момент);
  4. определение понятий (классификация и синоним – антоним);
  5. выдвижение критериев;
  6. аргументация;
  7. заключение;
  8. благодарность за внимание.

Как выработать критерий. Один из самых сложных моментов – выработка критерия. Критерий – структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он задает направление раунда дебатов.

Тема: «Реклама портит облик современного города».

Критерий: однообразие и унификация городов.

Тема: «Телевидение приводит к насилию».

Критерий: копирование поведения героев боевиков и передач.

Критерий может быть и конечной целью или ценностью, утверждаемой участниками дебатов.

Тема: «ООН – неэффективная организация».

Критерий: укрепление международных связей.

Тема: «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным».

Критерий: эффективность процесса обучения.

Пирамида: наиболее широкая цель – сужение.

Варианты: 1) аргумент – тезис; 2) аргумент – критерий.

Вторая схема подразумевает, что спикер далее показывает, каким образом аргумент способствует достижению заявленной цели или реализации заявленной ценности.

Тема: «Открытое общество должно иметь открытые границы».

Схема 1: рынок – свободный экономический обмен между странами, этому способствуют открытые границы, т.к. таможенные барьеры сведены к минимуму.

Схема 2: рынок – благополучие каждого человека зависит от успешного развития рынка – от экономического благополучия государства – необходимы открытые границы, т.к. они позволяют с наименьшими затратами осуществить товарообмен и финансовое взаимодействие – т.о. открытые границы способствуют благосостоянию людей в мире.

Как создать аргумент.

1) запись двумя – тремя словами смысла аргумента и его номера по порядку;

2) формулировка – полное предложение, содержащее главную мысль аргумента;

3) ключевые слова, характеризующие смысл аргумента;

4) тип доказательства – сведение к тезису или к критерию;

5) текст доказательства в виде полных предложений;

6) указание поддержек;

7) связка со следующим аргументом…

Способ представления наборов аргументов – прием «обзор». Это особое уведомление: «Данный аргумент может быть рассмотрен в нескольких аспектах…»

Заключение.

Цель: подытожить, внести пояснения, расширить интерес, подкрепить смысл, создать настроение.

Можно:

Повторить, проиллюстрировать сделать обязывающее или впечатляющее утверждение или использовать юмор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: