Педагогическая технология «Дебаты»
Ключевые термины:
Дебаты, принципы дебатов, команда, спикер,
элементы дебатов, тема игры, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, аспекты, кейс,
перекрестные вопросы, тьюторы, судьи, судейский протокол.
Литература:
- Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
2. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. -СПб.
- Формулировка темы. Тема должна:
- затрагивать значимые проблемы;
- представлять интерес (быть актуальной);
- быть пригодной для спора;
- давать одинаковые возможности командам;
- иметь четкую формулировку;
- иметь положительную формулировку для утверждающей команды;
- стимулировать исследовательскую работу.
Примеры тем:
- Цензура подрывает основные свободы.
- Эвтаназию можно оправдать.
- Рекламу на телевидении следует запретить.
- НЛО существует.
- Мораль зависит от культуры.
- Мужчины и женщины равны для выполнения любой работы.
- Преступления на почве ревности оправданы.
- Использование животных в научных целях аморально.
- Скрывать правду от смертельно больного неэтично.
- Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне.
- Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным.
- Переговоры с террористами недопустимы.
Хорошая тема может дебатироваться несколько месяцев.
- Определения понятий.
Определения – пространство для спора. Нельзя определять узко или широко. Дебаты по определениям не проводятся. Не подвергаются сомнению те определения, которые являются «культурной нормой», т.е. даны на основе справочников и словарей. На основе определений создаются аргументы. Определения должны быть:
|
- четкими;
- обоснованными и корректными;
- стратегическими (должны соответствовать позиции выдвигающей их команды).
- Информационный поиск.
Важно: сбор и организация информации по теме. Требование – полнота знания. Необходимые умения:
- использование библиографического аппарата, алфавитного и систематического каталога;
- аннотирование (аннотации авторские, издательские, рекомендательные, описательные);
- работа с библиографией (внутрикнижная и прикнижная библиография);
- предварительное чтение;
- ускоренное чтение;
- ведение двухчастного дневника (цитата – комментарий);
- составление опорного конспекта;
- тезирование;
- реферирование(создание краткого связанного изложения основного содержания изучаемой статьи или книги), реферат отличается от конспекта наличием мыслей автора реферата о рассматриваемых проблемах;
- конспектирование (создание своей системы условных знаков и сокращений), запись основных положений и мыслей автора своими словами;
- цитирование (ссылки и сноски!);
- создание записей на карточках;
- Построение сюжета доказательств по теме дебатов. Сюжет доказательств – блок доказательств утверждения/отрицания, который будет реализован командой.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
- почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой?
- какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?
- какие основные проблемы содержит тема и какие основные примеры можно привести?
- какие вопросы возникают в связи с этой темой?
- каковы могут быть опровергающие аргументы?
|
План речи:
- приветствие слушателей;
- представление команды и самого себя;
- вступление (обоснование актуальности темы – ее важности в данный момент);
- определение понятий (классификация и синоним – антоним);
- выдвижение критериев;
- аргументация;
- заключение;
- благодарность за внимание.
Как выработать критерий. Один из самых сложных моментов – выработка критерия. Критерий – структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он задает направление раунда дебатов.
Тема: «Реклама портит облик современного города».
Критерий: однообразие и унификация городов.
Тема: «Телевидение приводит к насилию».
Критерий: копирование поведения героев боевиков и передач.
Критерий может быть и конечной целью или ценностью, утверждаемой участниками дебатов.
Тема: «ООН – неэффективная организация».
Критерий: укрепление международных связей.
Тема: «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным».
Критерий: эффективность процесса обучения.
Пирамида: наиболее широкая цель – сужение.
Варианты: 1) аргумент – тезис; 2) аргумент – критерий.
Вторая схема подразумевает, что спикер далее показывает, каким образом аргумент способствует достижению заявленной цели или реализации заявленной ценности.
Тема: «Открытое общество должно иметь открытые границы».
Схема 1: рынок – свободный экономический обмен между странами, этому способствуют открытые границы, т.к. таможенные барьеры сведены к минимуму.
Схема 2: рынок – благополучие каждого человека зависит от успешного развития рынка – от экономического благополучия государства – необходимы открытые границы, т.к. они позволяют с наименьшими затратами осуществить товарообмен и финансовое взаимодействие – т.о. открытые границы способствуют благосостоянию людей в мире.
|
Как создать аргумент.
1) запись двумя – тремя словами смысла аргумента и его номера по порядку;
2) формулировка – полное предложение, содержащее главную мысль аргумента;
3) ключевые слова, характеризующие смысл аргумента;
4) тип доказательства – сведение к тезису или к критерию;
5) текст доказательства в виде полных предложений;
6) указание поддержек;
7) связка со следующим аргументом…
Способ представления наборов аргументов – прием «обзор». Это особое уведомление: «Данный аргумент может быть рассмотрен в нескольких аспектах…»
Заключение.
Цель: подытожить, внести пояснения, расширить интерес, подкрепить смысл, создать настроение.
Можно:
Повторить, проиллюстрировать сделать обязывающее или впечатляющее утверждение или использовать юмор.