Условия успешной реализации маршрута.




Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут

На ребенка с ОВЗ

На 2017-2018 учебный год

Составили:

Учитель –дефектолог:

Воспитатели:

 

город

год

Общие сведения о ребенке

Ф.И. ребенка. ……

Дата рождения: 11.11.2012г.

Зрительный диагноз. Расходящееся альтернирующее косоглазие.

Речевое заключение. ФФН у ребенка с заиканием

Сопутствующие заболевания. ДЦП, спастическая диспламия, плоскостопие, деформация двух стоп, туб.контакт.

Группа здоровья Четвертая группа здоровья

Психолого-педагогическая характеристика.

 

Имя -------- посещает группу с февраля 2017 года.

При поступлении в детский сад адаптация проходила с большим затруднением, плакала при расставании с родителями, очень впечатлительная и эмоциональная девочка. Ребёнок всегда опрятен, аккуратен. Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Культурно-гигиенические навыки у(Имя) недостаточно сформированы – это слабое развитие навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание малых пуговиц, крючков, застёжек, развязывание и завязывание шнурков, пользование столовыми приборами). Слабо развитая мелкая моторика является причиной трудностей на занятиях по продуктивным видам деятельности. (ИМЯ)не может правильно держать карандаш, ножницы, кисточку, закрашивать простые раскраски, вырезывание ножницами, рисовании и лепке постоянно нуждается в помощи педагога. То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность в одной позе.

Девочке трудно выполнять основные движения и физические упражнения, движения неловкие, неточные, походка неуверенная, часто спотыкается и падает. (ИМЯ) отстает в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Затруднения проявляются при удержании равновесия (возникает общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места). Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества. Уровень физического развития низкий, уровень общего развития ниже среднего, группа здоровья четвертая, физкультурная группа – специальная.

Девочка испытывает трудности в ориентировке в окружающем пространстве, в оценке глубины пространства. На низком уровне развитие осязания и мелкой моторики, на среднем уровне социально-бытовая ориентировка, внимание и память. В игровой деятельности проявляет себя инициатором: часто предлагает сюжет игры и распределяет роли среди детей. Выбирает игры бытового и социального характера, например, "Магазин", "Салон красоты", Дом". Любит петь, рассказывать стихи, участвовать в утренниках.

(ИМЯ) - веселая, открытая девочка, адекватно реагирует на похвалу, но иногда неадекватна на критику. Умеет делиться с детьми, понимает, что такое «хорошо», и что такое "плохо", старается утешить другого грустного ребенка, любит животных. С педагогами общается легко, свободно, с желанием.

 

Цель и задачи маршрута.

Цель. Развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки, психолого-педагогическое сопровождение и коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.

Задачи.

1. Формирование системы сенсорных эталонов и развитие навыков ориентировки в пространстве и во времени.

2. Обогащение знаний о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия.

3. Развитие осязания и тактильной чувствительности, мелкой и общей моторики.

4. Эмоционально-личностное развитие ребенка.

5. Развитие психических процессов.

6. Развитие навыков коммуникации.

7. Обогащение словарного запаса.

8. Развитие связной речи.

9. Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения.

10. Формирование элементарных математических представлений.

11.Формирование интереса кзанятием изобразительной деятельности. Обучать в рисовании, лепки, аппликации. Изображать простые предметы. Развивать мелкую моторику.

 

Условия успешной реализации маршрута.

1. Соблюдение режима дня дома и в детском саду.

2. Регулярное посещение ребенком ДОУ.

3. Ежедневное проведение индивидуальных или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.

4. Совместная работа всех специалистов ДОУ (воспитателя, тифлопедагога, инструктора по физической культуре над реализацией ИКР.

Раздел программы Программное содержание Содержание работы
Тифло-педагог Развитие зрительного восприятия Формирование системы сенсорных эталонов: 1) цвет   2) форма     3) величина     - Расширять знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак: основные цвета, оранжевый и коричневый, фиолетовый, различать оттенки цвета по светлоте, называть их словом, учить их оттенки ориентироваться на этот признак при узнавании предмета, учить в ритмическом чередовании 2-х цветов. - Учить зрительным способом узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал (в силуэтном и контурном изображении) с подключением мануальных обследовательских действий. Узнавать объемные формы (куб, кирпичик, шар, призма). Учить дифференцировать и называть круг - овал, квадрат- прямоугольник. - Формировать обобщающее понятие «форма»; активизировать речь, упражняя в применении этого понятия в практической деятельности. -учить находить геометрические формы на ощупь. - Учить соотносить и подбирать предметы по величине путем наложения и приложения. - Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине, выделять и располагать в ряд 3-4 предмета в малом и большом пространстве, учить выбирать одинаковые предметы по величине из множества разно расположенных в пространстве. -учить определять зрительно расстояние между предметами (ближе-дальше), различать движущиеся предметы, называть словом (быстро-медленно)   «Найди пару», «Цвета и краски», «Волшебные цвета», «Разноцветные клубочки». «Подбери по цвету», «Цветик –семи цветик», «Укрась вазу», «Продолжи дорожку».     «Геометрическое лото», «Подбери фигуру», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Вкладыши по форме», «Фигуры вокруг нас» «Составь узор», «Часть и целое», Домино «Геометрические фигуры», «На что похоже?», «Найди отличие», «Узнай фигуру». «Разные макарошки», «Сравни и подбери по величине», «Найди одинаковые», «Что ближе, что дальше», «Что быстрее» «Цветная геометрия» «Друг за другом»
    Формирование навыков ориентировки в пространстве и во времени     - Закреплять знания о частях своего тела, о пространственном расположении частей тела. - Учить определять и словесно обозначать направления в ближнем пространстве с точкой отсчета от себя: вперед- назад, вверх- вниз, направо- налево, -знакомство со схемой расположения предметов, - учить ориентироваться на листе бумаги.     «Где что находится?», «Лево-право», «Куда показывает стрелка?», «Расставь игрушки как на картинке», «Куда идем», «Где от тебя ежик», «Расположи игрушки по указанию», «Найди игрушку по схеме».
  Развитие мотивации речевого общения.     Развитие предметных представлений, предметности восприятия     Развитие моторики. -Преодолевать неречевой и речевой негативизм (чувства неуверенности, ожидание неуспеха), формирование устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками; -Формировать навыки взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок»; -Развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучая взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения; -Обучать элементарным операциям внутреннего программирования высказывания с опорой на реальные действия на невербальном и вербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации;   - Расширять представления о предметном мире, упражнять в обследовании основных признаков и свойств с использованием зрительного и других анализаторов. Учить понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов. – учить различать, называть, обобщать, классифицировать: одежду, посуду, мебель, птиц, транспорт, деревья, цветы. – знать понятия о светофоре, тротуаре, проезжей части. -учить выкладывать фигуры из палочек, - учить работать с ножницами (вырезывание по контурной линии), - учить составлять изображение из пазлов, мелкой мозаики) -учить координации глаз- рука.   «Кто это?», «Угадай: «Кто сказал?»,, «Делаем вместе», «Расскажи по сюжету» (2 картинки)   «Назови одним словом», «Узнай на ощупь», «Целое или часть», «Что получится?», «Кто где живет», «Найди все деревянные предметы», «Здравствуй деревце», «Одень куклу на прогулку», «Расставь по назначению», «Птичья семья», «Кто к кормушке прилетел?», «Мы на улице идем». «Выложи по образцу », «Составь изображение по образцу», «Рисуем дорожки», «Обведи по контору», «Шнуровка»
 
Воспи-татель Ознакомление с окружающим миром: 1) ребенку о самом себе и окружающих людях;     2) ребенок и окружающий мир - закреплять знания о своем имени, фамилии, домашнем адресе, возрасте; - продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало; - учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды - расширять представления о диких и домашних животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание); «Волшебное зеркало»   «Овощи», «Фрукты», «Что где растет?», «Чьи детки», «Животные» «Угадай, когда это бывает» «Времена года» лото «Времена года» разрезные картинки
Развитие элементарных математических представлений (РЭМП) - учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи. -учить согласовывать числительное «один» и наречие «много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже. -учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, длинный-короткий) -учить различать круг, квадрат, треугольник -учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска. -временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь)   «Один – много» «Найди в комнате много одинаковых предметов», «Принеси несколько предметов», «Покажи несколько предметов», «Цвет и форма», «Геометрическое лото», «Сравни и подбери», «Сравниваем противоположности», «Прятки», «Куда спрятался мишка» «Части суток» «Чудесный мешочек»
Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация - учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования, - учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю краску о край баночки. - учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков -учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие и длинные) в разных направлениях, предметы разной формы (округлая, прямоугольная). - активизировать и уточнить свойства глины и пластилина; - учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обоих рук; - учить лепить несложные предметы из 2-3 частей, соединяя прижимая друг к другу; - формировать интерес к искусству аппликации. - учить предварительно выкладывать композиции на бумаги разной формы (квадрат, круг, полоска); - учить аккуратно, пользоваться клеем; - формировать умение называть формы предметов и их цвета. «В гостях у кисточки и карандаша» «Идет дождь», «Листопад» «Цветные клубочки» «Украшение платочка» «Конфетки» «Красивый полосатый коврик», «Заборчик» «Мячики большие и маленькие» «Сказочный домик», «Ягодки» «Овощи», «Сладкие яблочки». «Лепешки большие и маленькие», «Неваляшка», «Цыпленок», «Зайчонок», «Снеговик» «Красивый коврик», «Узор на квадрате», «Тарелочка»
Конструктивно – модельная деятельность. - развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок) - совершенствовать конструктивные умения; - учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала по образцу; «Чудесный мешочек» со строительными деталями. «Скворечник», «Кружка», «Построй домик, как у меня» Игра «Отбери детали»
Развитие мелкой моторики -Развивать мелкую моторику рук и кистей рук. -Развивать силу пальцев рук. -Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием. -Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру. -Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги. Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь. Пальчиковые игры «Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Цветная мозаика», «Умная шнуровка», «Цветные камешки», «Моталки», «Прищепки», «Коврик «Травка», Упражнения с рефлёным мячиком. «Сухой бассейн» «Волшебный мешочек с мелкими предметами» Пальчиковый театр Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Инструк-тор по физ. воспитанию Развитие основных движений - формировать правильную осанку; - развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; - учить ползать, подлезать, перелезать через предметы. Корригирующая ходьба; «Перешагни », «Проползи по мостику», «Полоса препятствий» и т.д. Игры на воспитания внимания и памяти («Слушай сигнал», «Кто спрятался» и т.д.); На развитие пространственной ориентации («Найди свой домик», «Кто, где прячется и т.д.) На умение двигаться по сигналу (Птички и кот», «Займи свое место» и т.д.) На развитие движение пальцев рук («Поймай обезьянку» и т.д.)
Развитие физических качеств - развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость; - развивать пространственную ориентировку. Простейшие игры-со специальными заданиями на осанку с включением ходьбы на четвереньках, с перекатыванием и перебрасыванием мяча. Подвижные игры и упражнения. Дыхательные упражнения: «Самолет», «Паровоз» и др. Подвижные игры: «Совушка», «Мышеловка», «Салки», «Мяч соседу», «Гуси-лебеди», «К своим флажкам», «Метко в цель», «Кто больше бросит», «Принеси мячи», «Догони мяч».
       
           

Ожидаемые результаты.

1. Ребенок знает и называет, выделяет в окружающих предметах основные геометрические фигуры и формы. Умеет группировать предметы по одному из сенсорных признаков. 2. Ориентируется на собственном теле, правильно показывает и называет парно противоположные части своего тела. Ориентируется относительно собственного тела, называет направления окружающего пространства (слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади). 3. Умеет группировать предметы по их признакам (форма, цвет, величина, материал, назначение), устанавливает связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан. 4. Пользуется осязанием, как средством познания окружающего мира. 5. Ребенок называет свою фамилию и имя, возраст, домашний адрес. 6. Ребенок самостоятельно, с помощью взрослого или детей снимать мышечное и эмоциональное напряжение эффективными способами. 7. Ребенок умеет вслушиваться в речь, что свидетельствует о расширении функции слухового восприятия, развитию основы звуковых ориентировок, слуховых дифференциаций. Умеет слышать отдельные звуки в составе слов, дифференцировать сходные по звучанию звуки. 8. Ребенок владеет активным словарем и правильным произношением слов. 9. Более высокий уровень мелкой моторики, технический навыков и умений. 10. Владеет певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками. 11. Проявляет активность в разных видах деятельности.

Работа с родителями

1. Вовлечь родителей в образовательный процесс, установить с ними сотрудничество. 2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах. 3. Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов. 4. Выработать единые требования к воспитанию и развитию ребенка. 5. Активное участие в мероприятиях группы и ДОУ. 6. Консультации: «Воспитание и обучение ребенка с ОВЗ в домашних условиях», «Как и что читать детям с ОВЗ». 7. Беседа: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».

8. Выставка дидактических игр и упражнений, развивающих мелкую моторику; игры на развитие слухового внимания; Разработаны физические оборудования по «Профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей с ОВЗ»

9. Мастер-класс «Дид.игра, как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с нарушениями зрения».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: