ВОПРОСЫМЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© 2002 г. С.А. Оленев, М.М. Зубович,
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
(в помощь молодому преподавателю частноправовых дисциплин)
Ричард Бэндлер как-то заметил: «Люди, преподающие какой-либо предмет, могут быть очень компетентными в нем и много знать об этой конкретной области. Однако они обычно очень мало знают о том, как они этому научились, и еще меньше – о том, как научить этому кого-то другого».
Обыкновением сегодняшнего дня становиться чтение вузовской лекции молодыми преподавателями, только что сошедшими со студенческой скамьи. Многие из них имеют смутное представление о педагогической науке, опираясь в своей деятельности в основном на модели когда-то использованные их собственными педагогами. Предлагаемые рекомендации имеют цель расширить представление молодых преподавателей о лекции как о главной форме учебного процесса в высшем учебном заведении.
Лекция (от лат. lectio) – систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.
Опрос 30-ти начинающих преподавателей с целью изучения степени тревожности, которую они испытывают перед лекцией, показал следующее: на первое место (25 человек) поставлено беспокойство о том, что подготовленного к занятиям материала не хватит для заполнения отведенных двух часов; на втором месте (23 человека) – опасение совершить ошибку при изложении материала. Это влечет за собой стремление прочесть на одном занятии все, что молодой преподаватель знает по излагаемой проблеме. Опытные преподаватели со временем лишаются таких страхов и связанных с ними ошибок.
|
Однако до сих пор универсального решения проблемы оценки приблизительного уровня владения материалом нет. В педагогике высшей школы известен эксперимент, при помощи которого пытаются решить этот вопрос, работая с молодыми преподавателями – лекторами. Для этого лектор перед преподавателями кафедры читает две пробные лекции. Одну – ту, которую он читает конкретной аудитории студентов в ходе своего лекционного курса. Вторую – ту, которую он бы прочел, если бы отводимое на эту тему время удвоилось. При оценке результата обращается внимание, насколько лектору удалось дать новые сведения, расширяющие и углубляющие тему и избежать искусственного “растягивания” материала.
Подобный эксперимент показал, что далеко не все преподаватели успешно справляются с поставленной задачей. Уровень педагогического мастерства преподавателя обусловлен степенью сформированности его умений как результата овладения комплексом знаний. Эти умения можно разделить на три группы: проектировочные, конструкторские и организаторские.
Проектировочные умения проявляются:
§ в способности преподавателя спланировать свой лекционный курс с учетом специальности обучаемых;
§ предусмотреть возможные затруднения студентов в усвоении данного курса;
§ найти методы и методические приемы, необходимые для преодоления трудностей студентами;
|
§ определить наиболее рациональные виды деятельности обучаемых;
§ воспринять и учитывать реакцию студентов на свое преподавание и перестраивать его в последующей педагогической деятельности;
§ установить связи своего курса со смежными дисциплинами.
Конструкторские умения предполагают:
§ отбор материала для одного занятия;
§ выделение узловых понятий и закономерностей в нем,
§ нахождение правильного соотношения нормативного и теоретического материала на данном занятии;
§ планирование логических переходов от одного этапа занятий к другому;
§ расположение теоретического материала от легкого и простого к более трудному и сложному;
§ определение выводов по данной теме и переход к последующей;
§ предвидение утомления аудитории и подготовку разрядки напряжения у обучаемых.
Организаторские умения проявляются в наличии у преподавателя навыков организации своего времени, индивидуальной и коллективной работы студентов, взаимодействия с ними в учебной работе, систематического контроля их деятельности и т.д.
Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.
|
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли права.
После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:
§ отбор материала для лекции;
§ определение объема и содержания лекции;
§ выбор последовательности и логики изложения;
§ подбор иллюстративного материала;
§ выработка манеры чтения лекции.
Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.
Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Этот материал наряду с лекционным должен выноситься на экзамен. При этом, как показывает опыт, объем времени, отводимого на самостоятельную работу, не должен превышать 30-40% от лекционного времени. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Кроме того, при выборе объема лекции необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию, которую, по вашему мнению, он должен обязательно усвоить.
Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую характеристику лекции.
Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, а также с образовательными возможностями других форм обучения.
Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую отрасль права, знакомит студентов с методологией исследования, указывает направления их работы по всем остальным формам и методам учебных занятий.
Как справедливо отмечает проф. Е. А. Суханов, предметом обучения должно стать правоведение, а не законоведение, то есть основой преподавания, скажем, частного права должны быть не столько конкретные нормы отечественного законодательства (быстро меняющиеся и не отличающиеся должным юридическим уровнем), а прежде всего – основные цивилистические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования. Например, рассмотрение понятия юридического лица он предлагает начинать не с пересказа соответствующей статьи ГК, а с раскрытия необходимости появления и сущности этой категории, затем показать ее воплощение в различных правовых системах и завершить освещением действующего законодательства. При таком подходе студент уяснит как существо данной категории, так и абсурдность некоторых законодательных решений, например, – наделение правами юридического лица отдельного гражданина (фермера по действующему закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве) или создание «юридического лица по доверенности» (по закону о высшем и послевузовском образовании).
Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.
Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.
Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.
Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.
Лекция - экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие отучебника лекция:
§ дает непосредственное общение с лектором;
§ представляетразные точки зрения;
§ дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
§ учитывает особенности ситуации;
§ способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.
Объем и содержание лекции зависят и от ряда классификационных характеристик лекционного занятия. Существуют классификации лекций по различным основаниям:
§ месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
§ преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);
§ частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);
§ степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).
Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.
Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.
Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли, либо института права. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
В педагогической практике понятие “установочная лекция” может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют «фондовые» лекции, которые составляются преподавателями по всему курсу и передаются в «фонд» кафедры как базовый материал, на основе которого могут создаваться авторские курсы по данной или близкой дисциплине этим или другими лекторами.
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.
Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. Например, могут быть прочитаны лекции на тему: «Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике», «Гражданское (или – трудовое, семейное и т.п.) правоотношение».
В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы. Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекцийимеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки.
Проблемную лекцию условно можно разбить на следующие условные части:
§ получение исходных данных для формулировки проблемного вопроса;
§ формулировка и разъяснение проблемного вопроса;
§ определение общего направления поиска решения и разбивки (если это требуется) проблемы на подпроблемы;
§ решение проблемного вопроса на основании выдвинутых гипотез;
§ анализ результатов решения и установление связи с практикой.
Возможны и другиесхемы построения проблемной лекции. Студенты могут участвовать в решении проблемного вопроса, предлагая свои гипотезы или анализируя результаты. Но даже в том случае, когда решение излагается толькосамим преподавателем, студенты будут участниками решения.
Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Преждечемприступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Характерная логическая ошибка многих лекторов - начать доказывать одно, а закончить доказательством другого (потеря тезиса). Если лектор запутался в доказательстве, то он не должен искать выхода в преднамеренной “подмене тезиса”. Неправильными доводами нельзя доказать даже истинного тезиса. Логическая ошибка в этом случае называется “ложным основанием”. Истинность доводов должна быть доказана независимо от тезиса. В противном случае доказательство становится невозможным.
Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.
В практике молодых (и не очень) преподавателей иногда допускаются «фактические» ошибки. Такое может произойти даже с маститыми педагогами. Так, проф. И.С. Перетерский вспоминал, что неоднократно допускал такие ошибки, например, однажды на лекции «напутал с вопросом о круге наследников по завещанию», однако не старался представить дело таким образом, что «я прав, да вы меня поняли неверно», а честно признался студентам в том, что произошла ошибка. Действительно, во много раз достойнее исправить фактическую ошибку, нежели делать вид (особенно к экзамену) что она не произошла. «Человеку свойственно ошибаться». Нет причин расстраиваться, есть причина найти правильное решение, осознать причины ошибки и углубить научные познания лектора (Д. Андерсон).
Для научной лекции характерны ясность, логичность, аргументированность, точность и сжатость.
Лектор должен стремиться к чистоте «юридического языка». Избегать, как нарочитого усложнения речи, употребления разных штампов, так и слов-паразитов («значит», «так сказать», «понимаете») и вульгаризмов (воровского жаргона, сленга, отражающего явления профессиональной деформации следователей, судей, адвокатов и других юристов)
Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность.
Установлено, что эффективность усвоения падает, если, стремясь к доказательности, лектор приводит больше аргументов, больше данных, чем требуется в конкретной ситуации. Это обусловлено так называемым “законом убывающей отдачи”, согласно которому любые излишества в доказательствах и вообще в воздействии на обучаемого приводят к отрицательному результату.
Осторожно в связи с этим надо относиться к включению в лекцию примеров из судебной практики, которые помогают осознанно воспринимать лекционный материал, однако «множество таких примеров мельчит, но не обогащает лекцию» (Л.С. Галесник).
Ну и, наконец, ценность лекционной формы обнаруживается также в том, что в лекции возможно учесть и отразить то новое, что появилось в законодательстве, литературе, судебной практике, политике. Как пишет проф. С.М. Корнеев: «В лекции должна ощущаться свежесть материала, чувствоваться дыхание времени».
Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:
§ взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
§ взаимосвязь частей изучаемого материала;
§ обобщение изученного материала;
§ стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
§ единообразие структуры построения материала.
Правильно отмечается, что в последние годы: «Правоведение стоит перед опасностью утонуть в обилии материала, накопившегося по второстепенным, частным вопросам, не связанным в систему» (Д.А. Керимов).
Несмотря на обилие правоведческого материала, в частноправовых науках есть необходимость обращаться не только к правовой материи, но и к смежной, прежде всего для преподавателя-цивилиста, - экономической материи. «Почти в каждой лекции по гражданскому праву следует в той или иной степени обращать внимание на то, что для этой отрасли права характерна неразрывная связь с экономической жизнью общества, поскольку ее предметом являются в основном имущественные, экономические отношения. Поэтому в плане лекции на соответствующую тему на первом месте надо предусмотреть краткий анализ того имущественного отношения, которое лежит в основе данного института» (С.М. Корнеев).
Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек за счет зрения получает 70-80% всей информации, а лишь 20-30% за счет остальных органов чувств.
Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.
Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки,схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции. Хорошо предложить вниманию студентов, например, реальные учредительные документы юридического лица, те или иные формы документов, отражающие договорные отношения сторон и т.п. При этом такие материалы предназначены для осмотра студентами, более тщательное изучение их во время лекции не предполагается.
Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей.
Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться – методом индукции, дедукции или аналогии.
Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.
Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.
Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой “ложной аналогией”.
Как отмечал проф. Г.Ф. Шершеневич, гражданское право может быть изучаемо в историческом, догматическом, социологическом и критическом направлениях:
Историческое направление предполагает обращение к истории того или иного института цивилистики «с целью исследования тех исторических данных, на которых основывается современный гражданский правовой порядок». Г.Ф. Шершеневич замечает, что «призыв к изучению истории является благодетельным маяком для ученых умов». Прекрасный материал для этого содержится в книгах серий «Классика российской цивилистики», «Юридическое наследие».
Материалом для догматики является все положительное право, выражается ли оно в форме закона или обычая.
Социологическое направление имеет своей целью изучение законов развития гражданского права: «раскрытие тех общественных условий, которые вызвали к жизни существование правового института и при наличии которых институт всегда появится, обнаружение первичной его формы и выяснение постепенного изменения под влиянием общественных сил, с установлением, в виде научного закона, правила, в какую сторону должны изменять развитие данного института данные силы». Материалом для социологического изучения являются правовые явления всех народов и во все времена их жизни. Задачу собирания и разъяснения этого материала выполняет сравнительное правоведение. Нельзя не обратить внимания на целый ряд современных исследований в этой области (см. работы К. Цвайгерта и Х. Кетца, Коха Х. и других, а также К. Осакве). Богатый социологический материал накоплен сегодня о реальных политико-правовых процессах в России (см. напр. работы И.М. Клямкина и Л.М. Тимофеева).
Критическое направление имеет своей целью, на основании исторического, догматического и социологического исследований, представить соображения о том, насколько действующие нормы отвечают потребностям времени и места, какие изменения следовало бы сделать в существующем гражданском порядке, в целом или отдельных его частях. Предлагалось поставить рядом с догматикой гражданского права политику гражданского права, т.е. науку о том, каким право должно быть.
В рамках критического направления, скажем, предпринята попытка кодификации законодательства обо всех видах интеллектуальной собственности (на единой концептуальной основе «исключительных прав»), опубликован проект Части четвертой Гражданского кодекса РФ «Исключительные права (интеллектуальная собственность)», принятие которого позволило бы устранить многие проблемы гражданско-правового регулирования в этой сфере (см.: А.Л. Маковский).
В наши дни происходит переосмысление соотношения гражданского (частного) права с конституционным (публичным) правом, отмечается необходимость закрепления новой системы, основанной на принципиальном равенстве частноправового и публично-правового подходов, на их взаимодействии, но не подчинении частного права публичному. К сожалению, такое новое «значение частноправового регулирования у нас пока недооценивается даже специалистами» (Е.А. Суханов).
Вместе с тем, хотелось бы предостеречь от чрезмерного увлечения в лекции «критическим анализом», для этого имеются научные конференции и научная литература, которую следует предложить студентам для дополнительного изучения. Вполне оправданной для учебной лекции, да и для вузовского учебника, является ориентация на действующую позитивную основу регулирования частных отношений. Все-таки, главная задача лекции, учебника - в формировании основных представлений о предмете. По этой причине ошибочными являются сетования отдельных юристов на «недостаточную критичность» ведущих учебников (см. напр.: Завидов Б.Д. и др., С.305).
Заключительный этап работы над текстом лекции – ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.
В педагогической литературе рекомендуется использовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции. Лекционная модель может печататься в нескольких экземплярах, в ней расставляются все обходимые логические ударения, помещаются нужные иллюстрации. Для оформления лекционной модели можно взять стандартный лист бумаги и разрезать его по длине на две половинки. На них печатают текст в двух или трех экземплярах. Другой лист бумаги (желательно более плотный) складывают пополам по длине и на лицевой части печатают наименование образовательного учреждения, фамилию автора, название лекции и дату ее подготовки. Он будет служить обложкой для листков лекционной модели, составленной в виде оригинальной книги-лекции. Один экземпляр лектор может хранить дома, другой на кафедре, и лекция всегда будет под рукой.
Некоторые лекторы лекционную модель печатают на библиографических карточках. Преимуществом составления такой лекционной модели является то, что в ней содержатся последовательность каждого раздела лекции и его основное содержание (аннотация в библиографической карточке). Все детали лекции лектор держит в памяти. Это дает возможность ему по мере надобности насыщать лекцию новыми данными, творчески перерабатывая ее. Лекционная модель в таком виде может с успехом использоваться несколько лет при условии относительной стабильности преподаваемой отрасли права.
С внедрением персональных компьютеров открываются возможности новых подходов к созданию лекционных моделей в электронной форме, выполненных в различных редакторах, и позволяющих оперативно вносить необходимые изменения и дополнения. Лекция в электронной форме, скорее всего, потребует распечатки на принтере. Однако можно обойтись и без этого, если лектор в состоянии прихватить с собой в аудиторию ноутбук….
Выработка индивидуальной манеры чтения лекции — исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.
Методика проведения лекции. Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.
Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.
Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание – это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.
Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи. Действительно, в частноправовых дисциплинах без предварительной речевой тренировки бывает непросто выговорить такие термины, как, например: «форфейтинг», «делькредере», «франчайзинг» и т.п.
Комплекс тренировочных упражнений для развития правильного речевого (диафрагмально-реберного) дыхания и голоса, дикции и правильного произношения предлагается в специальной литературе, например, в работе С.Т. Никольской, которая в течение ряда лет преподавала курс техники речи в Институте повышения квалификации преподавателей при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Автор рекомендует не п