Личность ребенка с инвалидностью, часто ограниченного в деятельности и имеющего узкий круг общения, характеризуется такими чертами как иждивенчество, чрезмерная осторожность, страхи. Такие дети часто отстают в формировании знаний, умений, навыков (в том числе и трудовых) от своих здоровых сверстников. У многих из них к школьному возрасту не сформированы, или сформированы недостаточно, знания о городской инфраструктуре, ее функциях и значении. Без этих знаний, ребенок не может быть достаточно адаптирован к полноценной жизни.
Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2018-2023 гг. Основными принципами, которой является:
· привлечение внимания к уязвимым категориям детей;
· разработка и внедрение форм работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, позволяющие преодолеть их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;
· создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников, обеспечением их участия в различные спортивные и культурно-массовые мероприятия;
· внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Правительством Российской Федерации, содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтёрства), отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
|
Процесс социализации общества имеет взаимонаправленный характер социальной ответственности государства и социальной активности граждан. И в этом аспекте добровольческая деятельность может стать системообразующей ценностью, а волонтеры - «инициативным ядром» для реализации социальных программ государства.
Добровольчество - это междисциплинарное социальное явление, которое вносит общий дух и особый психологический смысл в жизнь любого сообщества, объединяет людей, укрепляет межличностные связи, помогает устранять противоречия, используя в качества основы для взаимодействия простые общественные ценности.
С марта 2015г. на базе бюджетного учреждения Орловской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» реализуется социальный проект «Дружба без границ». Цель проекта - создание платформы для социализации и интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
В рамках данного проекта старшеклассники из разных школ города Орла и студенты ВУЗов, совместно с детьми-инвалидами проводят мероприятия, приуроченные к праздничным и памятным датам, посещают музеи, театры, выставки, участвуют в совместных проектах и акциях. За текущий год количество желающих принять участие в данном проекте увеличилось на 20%. К старшеклассникам присоединились курсанты академии Федеральной службы охраны президента (ФСО) и студенты Орловского государственного университета. Расширился и спектр мероприятий. Так, например, еженедельно, по субботам, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями совместно с волонтерами вовлечены в кружковую деятельность. Музыкально-ритмическая студия «Музыкалочка», театральная студия «Я - актер», творческие мастерские «Фантазия», «Акварельки», мультипликационный кружок «Фабрика чудес», кружок «Поварята».
|
С 1 сентября 2016 года на базе бюджетного учреждения Орловской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» реализуется социальный проект «Школа волонтеров», где основной идеей проекта является создание на базе реабилитационного центра постоянно действующего клуба волонтеров «Альтаир». В реализацию проекта входят: набор добровольцев, их обучение основам волонтерской деятельности, развитие их творческого потенциала посредством организации досуговой деятельности детей и подростков с ОВЗ, проведение благотворительных акций, активной агитации и внедрения в общественные слои населения информации об «особенном» социальном статусе детей и подростков с ОВЗ и т.д. Деятельность волонтеров является неотъемлемой частью работы реабилитационного центра. Отдельные благотворительные акции требуют участия одновременно до 30 добровольцев, и на сегодняшний день пополнение состава волонтеров в центре является актуальной задачей в работе организации.
Как показала практика, совместная деятельность позволяет волонтерам выстраивать социальные взаимоотношения, получать новые навыки общения и поддержку, почувствовать себя востребованным человеком, ощутить моральное удовлетворение.
|
Цель:
Создание волонтерского движения на базе БУ ОО «ОРЦДПОВ».
Задачи:
1. Изучить практический опыт волонтерских технологий и внедрить их в практическую деятельность.
2. Обучить добровольцев основам волонтерской деятельности и организовать их психологическое сопровождение.
3. Проинформировать население г. Орла и Орловской области о деятельности волонтерского движения.
Целевая группа: подростки старшего школьного возраста (9 – 11 классы), студенты профильных учебных заведений среднего специального образования (педагогических колледжей) и студенты ВУЗов, обучающиеся по направлениям подготовки: 39.03.02 Социальная работа»; 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»; 44.03.03 «Специальное дефектологическое образование»; детей и подростков с ограниченными возможностями и их семьи (включая сиблингов).
Срок реализации программы: январь-декабрь 2019 г.
Ожидаемые результаты
По цели:
Развитие созидательной активности молодежи и интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
По задаче № 1:
Ø Наличие знаний по основам организации волонтерской деятельности.
Ø Разработанная программа и план работы волонтерского движения.
Ø Предоставление волонтерам возможности проявить себя в добровольческой деятельности.
По задаче № 2:
Ø Организация обучающих семинаров для участников волонтерского движения.
Ø Вовлечение добровольцев в социальную практику.
Ø Психолого-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности.
Ø Обучение добровольцев и применение на практике новых форм и методов работы в группе.
Ø Профессиональное ориентирование.
Ø Формирование коммуникативных и организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств.
По задаче № 3:
Ø Пропаганда идей добровольческого труда через средства массовой информации.
Ø Расширение спектра социальных партнеров.
Ø Развитие виртуального (онлайн) волонтерства.
Ø Сотрудничество с социальными партнерами по вопросам организации и проведения социально-значимых мероприятий.
Ø Участие в конкурсах, акциях разного уровня.
Формы работы:
групповые:
Ø мероприятия к памятным и праздничным датам;
Ø онлайн–волонтерство;
Ø волонтерский десант;
Ø кружковые занятия;
Ø экскурсии;
Ø конкуры;
Ø акции.
Содержание программы.
Этапы и сроки реализации программы:
1. Организационный (подготовительный) этап: январь-февраль2019 г.
2. Практический (основной) этап: март-ноябрь 2019 г.
3. Аналитический (заключительный) этап: декабрь 2019 г.
План работы
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные исполнители | ||||||||||||||
Организационный (подготовительный) этап | |||||||||||||||||
1. | Изучение отечественного и зарубежного практического опыта работы с волонтерами. | Январь 2019 г. | Методисты | ||||||||||||||
2. | Разработка программы, плана мероприятий. Утверждение Положения по организации волонтерского движения на базе БУ ОО «ОРЦДПОВ». | Февраль 2019г. | Методисты | ||||||||||||||
3. | Проведение организационных мероприятий с социальными партнерами и будущими волонтерами. | Февраль 2019 г. | Методисты | ||||||||||||||
Практический (основной) этап | |||||||||||||||||
Организация волонтерской деятельности с обучающимися образовательных учреждений: | |||||||||||||||||
4. | Реализация социального проекта «Школа волонтеров» | Март-Декабрь 2019 г. | Методист, Психолог | ||||||||||||||
Организация и проведение мероприятий совместно с волонтерскими группами: | |||||||||||||||||
5. | Занятия в кружках: Ø музыкально-ритмическая студия «Музыкалочка»; Ø театральная студия «Я - актер», Ø творческая мастерская «Фантазия»; Ø мультипликационный кружок «Фабрика чудес»; Ø творческая мастерская «Акварельки»; Ø кружок «Поварята». | 1 раз в неделю Январь 2019 г.– Декабрь 2019 г. | Специалисты по социальной работе | ||||||||||||||
6. | Мероприятия, приуроченные к памятным и календарным датам: Ø Международный День семьи. Ø Международный день защиты детей. Ø День семьи, любви и верности. Ø День знаний. Ø День Матери. Ø Новый год. | Январь 2019 г.- Декабрь 2019 г. | Специалисты по социальной работе, социальный педагог, методисты | ||||||||||||||
7. | Совместное участие в акциях, конкурсах и т.д. Ø Всероссийская акция «Добровольцы - детям», Ø «Безопасный путь», Ø Декада инвалидов. | 1 раз в квартал Январь 2019 г.- Декабрь 2019 г. | Специалисты по социальной работе, социальный педагог, методисты | ||||||||||||||
Информирование населения о деятельности волонтерского движения: | |||||||||||||||||
8. | Публикации в СМИ, видеосюжеты на ТВ, информация на официальном сайте учреждения. Создание страница в социальных сетях. | 1 раз в квартал Январь 2019 г.-Декабрь 2019 г. | Методисты | ||||||||||||||
Аналитический (заключительный) этап | |||||||||||||||||
9. | Анализ результативности социального проекта «Школа волонтеров». | Декабрь 2019 г. | Методисты, Психолог, специалисты по социальной работе, социальный педагог | ||||||||||||||
10. | Подготовка и оформление отчета о проделанной работе (альбом, буклеты, фильм). Анализ результатов деятельности программы. | Декабрь 2019 г. | Методисты, Психолог, специалисты по социальной работе, социальный педагог | ||||||||||||||
11. | Итоговое организационное мероприятие: награждение и поощрение. Научно-практическая конференция «Я - волонтер». | Декабрь 2019 г. | Специалисты по социальной работе, социальный педагог, методисты | ||||||||||||||
3. Ресурсное обеспечение реализации программы | |||||||||||||||||
Кадровые ресурсы | |||||||||||||||||
№ п/п | Должность | Функции | |||||||||||||||
1. | Заведующий методическим отделением, заведующий отделением дополнительной образовательной деятельности. | Руководство и контроль за ходом реализации программы. Регулирование взаимодействия участников программы. | |||||||||||||||
2. | Специалисты по социальной работе отделения социального сопровождения и консультирования по вопросам ранней помощи. | Взаимодействие с волонтерами, социальными партнерами. Реализация мероприятий программы. | |||||||||||||||
3. | Педагог-психолог отделения дополнительной образовательной деятельности. | Психологическое сопровождение волонтерской деятельности. | |||||||||||||||
4. | Методист. | Методическое сопровождение реализации плановых мероприятий программы. | |||||||||||||||
5. | Социальный педагог отделения дополнительной образовательной деятельности. | Педагогическое сопровождение волонтерской деятельности и запланированных мероприятий программы. | |||||||||||||||
Информационные ресурсы
Методические ресурсы
|
Список литературы
1. Арович Я.М. Методы работы с волонтерами/ под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой// Школа социального менеджмента: сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. –с. 8-9, 75-85
2. Бобренкова Г.П. Системное развитее добровольчества в России: от теории к практике: учебно –методическое пособие/ Г.П. Бодренкова. – М., 2012-320с.
3. Бодренкова Г.П., Караваешников С.Е. системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: методические рекомендации. – М., 2011- 78с.
4. Волонтерское движение: организационные, целевые, целостно-смысловые, информационно-методические основы/ сост.: Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111с.
5. Всеобщая Декларация Добровольчества, ХVI Всемирная Конференция Добровольцев, Международная Ассоциация Добровольческих Усилий (IAVE)- Амстердам, 2001
6. Детские и молодежные социальные инициативы, общероссийская общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ. – М.: Академия, 2008. -75с.
7. Ефремов А. В. Концепция управления процессами социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество: автореф. дис. … д-ра социол. наук / А. В. Ефремов. – М., 2001. – 28 с.
8. Ковалева Н.В., Деткова И.В., Леонтьева А.В. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска»: сборник научно-методических материалов под редакцией Е.Н. Панченко М., 2006. -180с.
9. Козлов Л.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – М, 1997.-214с.
10. Митрохина О.В. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников. М. – 2004.- 218с.
11. Организация работы добровольцев: принципы и практика, или Руководство по организации деятельности добровольческих объединений. Казань: Идел-Пресс, 2011. -120с.
12. Пермяков Ю.И. Некоторые аспекты добровольческой работы с детьми: внешк. учреждения/ Современное общество и проблемы детства: возможности третьего сектора: сб.ст. – М.: Ин-т сравнит. Политологии РАН, 2003-с. 72-86
13. Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007- 60с.
14. Рекомендации по организации работы отделений социальной реабилитации в городах и районах области / под ред. Н. Н. Красновой. – Новосибирск, 2004. – 89 с.
15. Сборник лучших практик по организации волонтерской и наставнической деятельности, подведомственных Департаменту социального развития Ханты- Мансийского автономного округа – Югры/ сост.: М.В. Пикинская, А.С. Донченко, Т.А. Минилбаева. – Сургут, 2012.-86с.
16. Словарь-справочник по социальной работе/ под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2007.-427с.
17. Толмачева Л.П. Социализация личности начинается с добровольчества.- Новосибирск, 2001.- 56с.
18. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие. М.: Владос,2000.- 432с.
19. Шекова Е.Д. Добровольческие трудовые отношения: основные определения/ Человек и труд.- 2005.- № 4. с.28-31
20. Шиндаулетова С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: обзор. – СПб.: Фортесс, 2008. -44с.
21. Щелиной Т.Т. Семья выходного дня: опыт организации волонтерской деятельности студентов по оказанию помощи детям-сиротам/ Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2005. - № 4. – с. 64-76
22. Энциклопедия социальной работы/ под. ред. Е.И. Холостовой. – М., 2003. – 346с.
Составители программы