Понятие и значение внешней торговли для страны




Содержание

Введение. 3

1. Понятие и значение внешней торговли для страны.. 5

2. Внешнеторговая деятельность (в экономике России 1993-1997гг) 6

3. Теории мировой торговли. 7

4. Основные определения и показатели мировой торговли. 8

5. Ценообразование в мировой торговле. 10

6. Основные методы национального регулирования внешней торговли. 11

7. Конкурентные преимущества России: плюсы и минусы.. 12

Заключение. 14

Список использованных источников и литературы.. 15

 


Введение

Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И, несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость. Современные МЭО, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. В международную торговую систему ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.

Международная торговля велась и в эпоху рабовладения, существовала она и при феодализме, но лишь с разложением последнего и возникновением капиталистических отношений она начинает интенсивно развиваться. С созданием национальных государств на первых этапах развития капитализма и возникновением машинного производства начинается процесс зарождения специализации стран на производстве того или иного вида продукции.

Появление крупных промышленных предприятий на этапе развитого капитализма привело к массовому производству товаров, быстро перерастающему рамки национальных хозяйств. На этом этапе происходит становление процесса международного разделения труда.

Индустриализация капиталистического производства, вследствие которой увеличивается объем выпуска продукции, появляются новые отрасли и виды производства, ведет к резкому возрастанию спроса на топливо, сырье и материалы. Вместе с тем, возможности получения большинства видов сырья в отдельно взятой стране ограничены природными условиями. Поэтому закономерно стремление промышленных отраслей, освоивших производство продукции в крупных масштабах, получать необходимое сырье в тех странах, где оно есть, в результате чего международная торговля получает постоянные импульсы для своего развития. С возникновением крупных городских промышленных центров, куда устремлялись значительные массы населения, ранее занятого в сельском хозяйстве, на мировом рынке увеличился спрос индустриальных стран на продовольствие.

НТР создает необходимую инфраструктуру для развития торговли между странами (транспорт, средства связи и т.п.). После окончания промышленной революции в конце XIX – начале XX столетия в большинстве европейских стран, так же как и в Северной Америке и Японии, началось интенсивное развитие мирохозяйственных связей, в том числе и мировой торговли. Это развитие было прервано первой мировой вой­ной, а после короткого оживления в 20-е годы – мировым экономическим кризисом 1929-1933 годов, когда объемы мировой торговли сократились на две трети по сравнению с 1928-1929 годами. В этом же направлении подействовал на мировую торговлю и всплеск национал-социалистического движения в Германии, приведший ко второй мировой войне и соответствующей ему протекционистской внешнеторговой политики.

После второй мировой войны были созданы условия для продолжения и развития международных экономических отношений во всемирном хозяйстве, в том числе и для мировой торговли.

В 50-60-е годы был достигнут высокий рост объемов международной торговли, что связывалось со всеобщим экономическим подъемом в большинстве регионов мира. Несмотря на отдельные кризисы, позитивное развитие мировой торговли продолжается до настоящего времени.

Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории.

Понятие и значение внешней торговли для страны

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В последние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инструментами (деривативами), производными от финансовых инструментов, обращающихся на наличном рынке, например облигациями или акциями.

Международная торговля предстает как совокупный объем торговли всех стран мира. Однако термин «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран, совокупный объем внешней торговли стран какого-либо континента, региона, например стран Восточной Европы, и т.п.

Международная торговля характеризуется тремя основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой.

Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемы внешней торговли.

Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.

Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

– преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

– интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

– увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

– на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

– повышается уровень международной специализации страны.

При этом следует отметить, что ориентация страны то внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:

– во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

– во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

– в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует даль­нейшему углублению международного разделения труда;

— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: