Курс «Качества Ума»
МАЛЬЧИКАМ И ДЕВОЧКАМ!
Тому, кто хочет стать умнее!
Надеюсь, что Ты подружишься с неугомонным смышленышем Совенком Семой, прочитаешь и проживешь с ним его "интеллектуальные" приключения, узнаешь много нового о качествах Ума и, конечно же, без труда выполнишь задания из Ученой книги мудрого Дедушки Совы!
Ты можешь сделать открытие! Открытие СВОИХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ способностей! Можешь стать умнее!
(Если что-то затруднит тебя, ответы найдешь в книге-2 "Методические рекомендации к курсу по психологии "Качества Ума" для учащихся 5-х классов")
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие - одно из серии "Вектор-программы по психологии" для школьников.
О Вектор-Программе
Вектор-программа охватывает весь период обучения в школе таким образом:
1 класс — «Думка» - когнитивно-развивающий курс;
2 класс – «Развитие» - развитие познавательных процессов;
3 класс – «Мышление» - развитие стилей мышления, приемов воображения, способов запоминания;
4 класс – «Творчество» - развитие творческости;
5 класс - «Качества Ума» - развитие когнитивных функций;
6 класс - «Головоломки для интеллектуалов», - развитие повышенного интеллекта;
7 класс - «Секреты общения» - развитие коммуникативных умений;
8 класс - «Артпсихология» - раскрытие эстетико - духовного потенциала;
9 класс - «Взросление » (СПТ) - решение личностных задач взросления;
10 класс - «Основы общей психологии и коммуникативной культуры» - ознакомление с основами общей психологии и коммуникативной культуры»;
11 класс – «Основы возрастной психологии» – ознакомление с возрастными особенностями детей и подростков через суперзадачи возраста;
|
11 класс - «Психология взаимоотношений юношества» - введение в сферу психологии интимно - межличностных отношений.
Ведущая психолого-педагогическая идея - создание условий для наиболее полного раскрытия интеллектуального потенциала ученика, имеется в виду активизация когнитивных функций и способов общения.
Занятия рассчитаны на группу 7-10 человек (кроме старших классов, там - уроки), чтобы педагог или психолог мог установить эмоциональный, обязательно положительный, контакт, дать необходимую поддержку и, что самое важное, создать СИТУАЦИЮ УСПЕХА. Искренне восхититься каждым, найти отличительную черточку, подчеркнуть незамеченную особенность в выполнении задания или поведении, - в каждом есть оригинальность, - увидеть и отметить ее. Без этого эффективность занятия будет равна нулю. Это -обращение к Личности ребенка через Личность учителя, к увлеченной его стороне.
Вера в себя, вера в успех, повышение самооценки через эмоциональное заражение учеников от восторженного педагога - неприложные условия для развития познавательных и коммуникативных способностей.
О курсе «Качество Ума»
Курс представляет собой 31 занятие по одному (лучше астрономическому) часу в неделю с целью удовлетворения познавательной потребности пятиклассников и развития когнитивных функций с учетом возрастных особенностей на базе природоданного интереса. Знакомство с понятиями из области когнитивной психологии осуществляется через поучительную историю с Совенком Семой, который с первых же минут знакомства становится любимцем "публики". Задания психологического практикума соответствует возрасту и уровню гимназического класса.
|
О структуре пособия
Пособие состоит из двух книг: одна - рабочая тетрадь для учащихся, где размещены задания и оставлено место для их выполнения (опора на зрительное восприятие); вторая -книга для учителя, в которой напечатана история про Совенка Сему. Её читает учитель, желательно с интонационными эмоциональными акцентами (опора на аудиальное восприятие) и здесь же даны ответы к заданиям. Используемая литература указана в поурочной план-сетке и в списке литературы в конце Книги для учителя. Задания статичны, двигаются рука и Ум.
Об особенностях проведения занятий
1. Занятия проводятся с группой 7 ±2 человека, чтобы иметь возможность удержать в эмоциональном поле каждого. Группа формируется по желанию учащихся, при необходимости открываются 2 группы.
2. Первое занятие - рекламное, ставит целью пробуждение познавательного интереса и обозначение локуса познавательной сферы, а также средств и способов (познания), которые будут использованы на занятиях.
3. Если в задании содержится много идентичных подпунктов, то они выполняются поочередно или каждый ученик выполняет под своей цифрой или буквой. Ответы, высказывания, предположения - по кругу друг за другом. Разрешено смотреть и слушать "идеи" членов группы, как способ коллективного решения и как «толчок» к собственному пониманию и ОТКРЫТИЮ. При дефиците времени задания можно сокращать на усмотрение педагога или психолога;
4. Индивидуальные задания учащиеся выполняют самостоятельно, по завершению или истечению времени - общее обсуждение. Задания с грифом «Поиграй с друзьями» означает коллективное взаимодействие и выполняется либо парами, либо сообща, как например, разобрать пуговицы по предложенным признакам (пуговицы, как и спички, и монеты, и другое раздаются педагогом).
|
5 Обязательным является пункт «Придумай сам». Составление заданий - действенный способ активизации мыслительных процессов. Придуманные учениками задания бывают оригинальнее, чем у взрослых авторов-составителей. Это говорит о потенциале детской творческости и способствует ее раскрытию.
6. В конце занятия каждый ученик делает вывод. Это момент рефлексии: ученик кратко записывает то, что он уяснил для себя из занятия. Предполагаемый вывод записан в конце каждого занятия в Книге 2 «Методические рекомендации для учителя».
В качестве совета.
Играйте в интеллектуальные игры вместе с детьми, не повторяйтесь, по возможности, в ответах, а ищите новые. Пусть Вами движет совершенствование! Тогда и ученики рядом с Вами захотят стать лучше, умнее, интереснее.