История развития идеи инклюзии в образовании




Отношение к людям с инвалидностью, в том числе к детям с различными нарушениями (двигательными, сенсорными, ментальными) на протяжении длительного времени претерпело значительное изменение: от сегрегации до инклюзии.

- (до сер. 60-х гг.) - «медицинская модель» - сегрегация;

- (сер. 60-х – сер. 80-х гг.) -«модель нормализации» - интеграция;

- (сер. 80-х гг. - настоящее время) - «социальная модель» - инклюзия.

Примерно до 1965 года действовала преимущественно «медицинская модель». В процессе образования дети с нарушениями здоровья помещались в специальные школы и школы-интернаты. В ответ на изоляцию детей, имеющих тяжелоесостояние здоровья, в странах, ориентированных на демократические основы общества, стали раздаваться голоса с призывом реформировать всю систему, сделать ее более гуманной.Начинаются поиски путей совместного обучения, которыеведутся параллельно в европейских странах (Скандинавскиестраны), в США, Японии.В США в 1962 г. была опубликована программа специального образования, в которойпредусматривалось участиедетей с ограниченными возможностями в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более чем этонеобходимо». В 70­х годах в Скандинавии появилось понятие«нормализация», как альтернатива «медицинской модели».Это понятие и определило политику в отношении детей с особыми потребностями в последующие 15–20 лет.

В СССР идея интегрированного обучения не находит поддержки ни в системе массового, ни в системе специальногообразования. Хотя еще в начале XX века выдающийся русский психолог Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал на основной недостаток специальной (коррекционной) школы, которая «замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или ребенка с особенностями ментального развитияв узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксируют его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребёнка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм». Л.С. Выготский считал, задачами воспитания ребенка с инвалидностьюявляется его интеграция, широчайшая ориентировка на здоровых детей и осуществление компенсации его недостатка. Данные идеи, СССР было не готово принять и реализовать.

Концепция нормализации делала упор на воспитание в духе культурных норм, принятых втом обществе, в котором живет человек. Это стало началомдвижения за гражданские права тех, кто ранее был исключен из общества, в том числе людей с инвалидностью. Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США, Японии позволили создать дляреализации инклюзивного образования, наряду с имеющейсясистемой специального образования, параллельную образовательную среду в системе массового образования. Кромеэтого, городская инфраструктура была сделана максимальнодоступной для лиц с ограниченными возможностями, былисняты информационные и иные барьеры, которые ограничивали возможности участия этой категории населения в социальной жизни.

 

В основе понятия нормализация лежат следующие положения:

- ребенок с особенностями развития – человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;

- общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным.

С этим периодом связан процесс интеграции детей с особенностями развития в среду обычных сверстников. Постепенноконцепция нормализации стала представляться невполне совершенной, интеграцию стали определять как «позитивную дискриминацию».Она по существу предполагала,что ребенок должен быть готов для принятия его школой иобществом, а не наоборот.

В свою очередь концепция «включения» предполагает сохранение относительной автономии каждой группы и дает правокаждому человеку на отличие. В основе «модели включения»следующее положение: человек не обязан быть «готовым», длятого чтобы участвовать в жизни семьи, учиться в школе, работать. Ее реализация должна быть направлена на углублениевозможностей каждого члена общества, включая человекас ограниченными возможностями здоровья, болеесвободно выбирать собственный стиль жизни и самому ставитьсебе жизненные ориентиры, которые уже не так жестко обозначены для него обществом и его идеологией. В основномдети, имеющие инвалидность, никогда не будут здоровы, ихнельзя вылечить. У многих по причине болезни ограниченовремя жизни.

Коррекция психических и физических недостатков тожеможет оказаться неэффективной и не приведет к их устранению. Но это не значит, что такой ребенок не имеет право житьполноценной жизнью, реализовывать свои желания, строитьпланы, общаться с друзьями. Его жизнь – это принятие своегонедуга и постоянное преодоление социальных «барьеров»,которые появляются в искаженном восприятии его другимилюдьми.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: