Рекомендации по проведению в образовательных организациях
«Минуток безопасности» по правилам дорожного движения
В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с обучающимися. Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что основными причинами являются невнимательность и недисциплинированность обучающихся, неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки.
Правила дорожного движения, обучающиеся должны не только знать, но всегда и везде неукоснительно их соблюдать, уметь применять полученные знания на практике. Добиться это можно лишь при условии повсеместной организации систематической и целенаправленной работы, использования самых разнообразных форм и методов пропаганды среди обучающихся «дорожной грамоты». Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с обучающимися на дорогах является проведение в школах «Минуток безопасности» по правилам дорожного движения.
Цель «Минуток безопасности» – повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Обучающийся, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» – обманчивых ситуаций. Для этой цели проведение «Минуток безопасности» нельзя ориентироваться только на напоминания, повторение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес обучающихся, рассматривая проблемный вопрос или разбирая конкретный случай из жизни.
|
Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, учитель поправляет их и дает правильный ответ.
Продолжением «Минуток безопасности», их практическим приложением, является движение детей из школы домой. Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы). Родители, сопровождающие детей, в процессе движения домой используют наблюдение и правильно оценивают обстановку на улице для обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге.
«Минутки безопасности» следует проводить непосредственно перед тем, как обучающиеся пойдут домой, или в конце последнего урока в классе.
Рекомендуется брать не более 2-х вопросов, чередуя их.
Проведение «Минуток безопасности» должно стать правилом и повседневно действующей системой влияния на мышление и действия обучающихся по пути из школы домой, на воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге.
Примерные темы по проведению в образовательных организациях
«Минуток безопасности» по правилам дорожного движения
1. Тема: «Перекресток»
Перекресток – место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонние (крестообразные и Х-образные), трехсторонние (Т-образные и У-образные), многосторонние(от которых отходит более 4-х улиц).
|
Каждый перекресток имеет свои границы; чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекресток. Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.
Перекресток, который занимает большую территорию и где пересекаются или берут начало несколько улиц, называется площадью. Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светофором и без него. В некоторых местах устанавливают и специальные (двухсекционные) светофоры для пешеходов. Красный и желтый сигналы светофора запрещают движение, зеленый - разрешает.
Нерегулируемые перекрестки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу.
Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.
Ответьте на вопросы:
1. Как называется место, где пересекаются улицы?
2. Как называется место, где пересекаются и берут начало несколько улиц?
3. Какие бывают перекрестки?
4. Как переходить регулируемый перекресток?
5. Как переходить нерегулируемый перекресток?
6. Кто руководит нерегулируемым перекрестком?
7. На светофоре горит зеленый свет, а регулировщик запрещает переход.
Как ты поступишь?