Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красногорская средняя школа
«Пионеры Нижегородской области в
Великой Отечественной войне»
Руководитель Хайретдинова З.С.
С. Красная Горка
Год
Содержание
Введение …………………...………………………………………………3
1. История развития Пионерского движения ……………………......7
2. Пионеры Нижегородской области в Великой Отечественной войне …………………………………………………………..…...….11
3. Дети войны нашего села…………………………………………… 16
Заключение ………………………………………………………….…...19
Список литературы …………………………………………….….……20
Введение
19 мая 2020 года пионерской организации исполнится 98 лет. Этот праздник объединяет не одно поколение россиян, граждан разных стран.
Данное исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего XX и начала XXI века. Для воспитания патриотизма юных граждан необходимо знать историю, в том числе историю пионерского движения. Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, принципам гуманизма и терпимости невозможно без демонстрации примеров и подвигов того поколения, чьё детство и юность прошли в пионерии и комсомолии.
В нашем исследовании «Пионеры Нижегородской области в Великой Отечественной войне» мы хотим показать значимость участия пионеров в событиях Великой Отечественной войны. В память о тех ребятах, кто перенёс суровые годы войны, на своих детских плечах, помог стране в трудные годы. Мы хотим больше узнать и рассказать другим. В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Жизнь наших сверстников, которым пришлось пережить трудные годы войны, может стать примером для нашего поколения. Мы думаем, что вклад детей- пионеров в победу нашей страны, был очень весом. Ребятам пришлось работать на заводах, фабриках, воевать в партизанских отрядах, участвовать в боевых действиях, работать на колхозных полях, в госпиталях, подвергаться пыткам и унижениям в концлагерях. Мы сможем сделать вывод, что в те страшные военные годы, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.
|
Понятие дети и война не совместимы! Однако им пришлось перенести всю трагедию войны. Им было хуже чем взрослым, так как они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою серены надо бежать в бомбоубежище? Но все- же они понимали, что пришла большая беда. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть бедствий, горя военных лет. Но они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.
Цель исследовательской работы: привлечение обучающихся к изучению истории Великой Отечественной войны на основе материалов Великой Отечественной войны, воспитание гражданственности и патриотизма во благо Отечества.
Актуальностьработы :
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
|
Задачи:
1. Формирование у обучающегося чувства гражданско-патриотической ответственности.
2. Формирование у обучающихся объективного подхода к рассмотрению исторических событий в жизни страны.
3. Формирование у обучающихся самостоятельной мыслительной
и практической деятельности.
Объект исследования: участие пионеров Горьковской области (Нижегородской) в Великой Отечественной войне.
Методы исследования: изучение материалов о Великой Отечественной войне, классификация, систематизация и анализ собранных материалов, сопоставление полученной информации с фактами истории Великой Отечественной войны.
История развития Пионерского движения.
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина организация была названа его именем.
В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.
Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры как правило принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.
|
В 1980-х годах было введена своеобразная промежуточная ступень между пионерами и комсомольцами — звание «старший пионер», которое присваивалось наиболее активным пионерам по достижении ими 12-13-летнего возраста.
Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Издавалась газета — «Пионерская правда».
Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия».
У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Однако многие такие мероприятия были по сути очень формальными.
23 января 1924 года экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических организаций страны в единую организацию юных пионеров имени В.И.Ленина. В обращении пленума ЦК РКСМ к пионерам и всем детям СССР отмечалось: «Учиться, бороться и жить, как жил и боролся Ильич, - это самое важное дело...»
23 мая 1924 года 10 тысяч пионеров столицы и Московской губернии во время парада на Красной площади, посвященного переименованию пионерской организации, дали клятву на верность делу Ленина делегатам XIII съезда партии.
Вместе с пионерской организацией росла и крепла пионерская печать. 15 декабря 1922 года вышла первая пионерская газета «Юный Спартак» - орган Харьковского горкома юных спартаковцев. С 1924 года она выходит как орган ЦК ЛКСМУ и Украинского Совета пионерской организации под названием «Юный ленинец». 6 марта 1925 года вышла газета московских пионеров «Пионерская правда», которая через два года, в 1927 году, стала всесоюзной пионерской газетой. Первым пионерским журналом стал московский «Барабан», начавший свою жизнь в апреле 1923 года. В марте 1924 года стал выходить «Пионер». С июня этого же года выходит журнал пионерских руководителей «Вожатый». В 1929 году ЦК комсомола приступил к выпуску журнала «Юный натуралист».
Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.
Начало 20-х годов - период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали даже в городских скверах специальные грядки, полоски, на которых выращивали овощи. В первых пионерских лагерях проводилась в жизнь линия партии на осуществление «смычки» города и деревни - для сельских жителей создавались бесплатные парикмахерские и паяльные мастерские, распространялась различная литература, организовывались громкие читки газет; многодетным и бедняцким семьям пионеры помогали в уходе за огородом, в ремонте дома и т. п. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов.
Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров за грамоту.
В 20-е годы пионеры участвовали в борьбе за новую школу. Перед ними стояла задача помочь передовым учителям в становлении советской школы, организации в ней детского самоуправления, привлечении школьников-непионеров в общественно-политическую жизнь страны. С этой целью в 1923 году в школах возникли первые передовые посты пионеров, которые объединяли пионеров разных отрядов, учащихся в одной школе. С 1929 года начался перевод пионерских организаций на базу школы. Этот процесс завершился в начале 30-х годов.
Большое место в жизни пионерской организации 20-х годов занимала интернациональная работа. В августе 1923 года по приглашению германского комсомола впервые в истории выехала за рубеж делегация советской пионерской организации. А в июле 1926 года советские пионеры встречали первую зарубежную делегацию - немецких пионеров.
Пионеры активно проявляли себя в общественно-политической жизни страны. Они были в первых рядах распространителей облигаций первых государственных займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства, энергично боролись с антисанитарией, разъясняли населению правила гигиены.
Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами. В этот же период возникли такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.
В 20-е годы возникла еще одна пионерская традиция - дружба с Красной Армией. Встречи с воинами, концерты для них, военные игры и походы, сборы средств на строительство пионерских самолетов. Пионеры работали в кружках - выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Танковые колонны и отдельные боевые машины были построены на средства, собранные пионерами. Большую помощь пионеры оказали фармацевтической промышленности. 186 тысяч тонн лекарственных растений собрали пионеры за 1942-1944 годы. Пионеры участвовали в выращивании и сборе урожая зерна, картофеля, овощей и фруктов. За годы войны пионерами было выработано на колхозных полях 588600 тысяч трудодней. За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. В годы Великой Отечественной войны вместе с жизнью всей страны меняется и жизнь Пионерии, и содержание деятельности организации. Был принят ряд документов о работе пионерской организации в условиях военного времени, введены знаки различия для пионеров, новые знамена отрядов и дружин, нагрудный значок, принят новый текст торжественного обещания, устанавливалась новая структура пионерской организации.