Тема 6. Методы научного познания




ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. М есто и роль методологии в системе исследования

Понятие методологии, функции методологии, место методологии в системе исследования, уровни методологии, структура методологии, субъект исследования, объект исследования, предмет исследования, средства научного исследования, связь методологии с другими элементами системы познания, уровни методологии: общая методология, философская методология, методология науки, методология отдельных областей знания (естественных, техническим, социально – гуманитарных), методологические подходы и методологические установки.

Тема 2. Методология научного познавательного процесса

Место научного познания и знания в системе мировоззрений. Житейское (обыденное), философское, мистическое, эзотерическое, экзотерическое и др. ненаучные мировоззрения, их влияние на методологию науки. Паранаука, квазинаука, лженаука, антинаука. Взаимосвязь методологии науки и ненаучного мировоззрений.

Эмпирический и теоретический уровни научного анализа. Факт, проблема, как формы эмпирического научного знания. Идея, концепция, теория как формы теоретического знания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания. Научные гипотезы и законы науки как формы взаимосвязи эмпирических и теоретических знаний.

Критерии научности знания. Научное обоснование знаний. Верификация и фальсификация как критерии научности. Интерпретация, референтность, протокольность событий как элементы процедуры научного обоснования.

Конвенционализм в научном познании. Научная интуиция и субъектные качества (факторы) исследования.

Тема 3. Методология теоретического уровня научного анализа

Последовательность теоретического исследования. Логика теоретического анализа. Авторский замысел видение целей, теоретических задач, анализ полученных результатов. Источники теоретического знания, авторское отношение к ним. Характер теории: содержательная (эмпирическая), формализованная. Степень формализации. Области заимствования теориями методологии исследования, их адаптивность. Методы изложения теоретического материала: индуктивный, дедуктивный и др. Аргументации теории. Последовательность (логичность) изложения теории.

Методология изложения теоретического знания: историчность, систематизация и избирательность аргументов, отношение к другим теориям (принципы соответствия, дополнительности). Хронологические и пространственные характеристики.

Анализ понятийно–категориального аппарата теории. Состав и содержание понятий, соответствие научным целям и задачам исследования, уровень актуальности и современности теоретического языка целям и задачам научного анализа. Имманентность и имплицитность языка теорий научному анализу. Очевидность референтности теоретических положений с предметной областью исследования. Соответствие теории содержанию предметной области, их сужение и расширение.

Тема 4. Методология системного анализа

Системный анализ и системный подход. Исторический характер системного анализа в науке. Система: состав и структура элементов и компонентов. Многообразие и неоднородность элементов и компонентов. Классификация систем. Сложные системы и их иерархичность. Функциональная целостность систем. Методология исследования изолированных систем. Взаимодействие систем. Открытые системы. Система и среда.

Динамическое и статистическое исследование систем, их взаимосвязь. Аддитивные и системные свойства взаимодействия элементов и систем. Целостность и эмежентность (эмержентность) системного взаимодействия. Система и организация. Объект исследования как система. Моделирование и конструирование систем и их поведения.

Тема 5. Методика проведения научного исследования

Роль и место методики в научном исследовании. Структура методики проведения исследования: объект и предмет исследования, определение единицы научного анализа, цели и задачи исследования, методы и средства исследования, выдвижение гипотез и проведение исследований, обработка результатов исследования, проверка гипотез, формы подготовки результатов научного анализа, информация о результатах анализа и согласование с другими имеющимися научными знаниями в этой области научных исследований. Взаимосвязь методики исследования и методологии научного анализа.

Тема 6. Методы научного познания

Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Основная функция метода. Историко – культурная ретроспектива метода. Теория и метод – тождество и различие.

Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные исследования. Три уровня общенаучных методов исследования: методы эмпирических исследований, методы теоретического познания, общелогические методы.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико – дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный подход и др.

Специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета социально-гуманитарных наук: идеографический метод, диалог, опрос, проективные методы, тестирование, биографический и автобиографический методы, социометрия, игровые методы. Исследовательские возмож­ности различных методов.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: