Практические (семинарские) занятия по дисциплине
«Профессиональная этика»
Для студентов юридического факультета заочной формы.
Практическое занятие № 1
Тема: Актуальные проблемы этики и право.
План:
1. Факторы формирования и особенности прикладной этики.
2. Биоэтика, основные проблемы.
Задания для подготовки к дискуссии:
1. Обратиться к первоисточникам:
- Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия //Трактаты и письма.
- Хабермас Ю. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? //Будущее человеческой природы.
2. Изучить нравственно-правовые аспекты проблем насилия, смертной казни, эвтаназии, трансплантации, экстракорпорального оплодотворения, клонирования и др.
Практическое занятие № 1 (коллоквиум)
Тема: История этических учений.
План:
1. Объективность добра в этических представлениях Платона.
2. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.
3. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.
4. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.
5. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.
6. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этики «разумного эгоизма» Нового времени.
7. Этика долга и категорический императив И. Канта.
8. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека ф. Ницше. Этика экзистенциализма.
9. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э.,Фромм и др.
10. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и проблемы права.
11. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.
12. Этика взаимопомощи и гуманизм П.А. Кропоткина.
Задания для подготовки к коллоквиуму:
1. Проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:
- Аристотель Никомахова этика.
- Кант И. Основы метафизики нравственности // Раздел 2. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.
- Ницше Ф. К генеалогии морали //Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое».
2. Ознакомиться с книгой: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
3. Продумать и прокомментировать следующие изречения:
- «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия – это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).
- «Дар дхаммы (читай – добродетель, закон, учение…) превосходит всякий дар…; уничтожение желаний побеждает любую печаль» (Будда).
- «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков» (софистический тезис»).
- «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ)
- «Без общины, без дома, без отечества!» (Диоген Синопский).
- «Живи незаметно» (Эпикур).
- «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).
- Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой).
- «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).
Практическое занятие № 2
Тема: Особенности профессиональной этики юриста (коллоквиум)
План:
1. История формирования юридической этики и ее особенности.
2. Специфические черты и структура профессиональной этики: нравственные основания деятельности юриста, отношений в сфере права и правоприменения и сознания работников правоохранительных органов.
3. Проблема цели и средств ее достижений в юридической деятельности.
Задания для подготовки к коллоквиуму:
1. Продумать материал лекции по профессиональной этики юриста.
2. Проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме.
3. Ответить на следующие вопросы:
- Как соотносятся общие принципы и нормы морали с профессиональной моралью?
- В чем проявляются особенности предмета профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов?
- Каков нравственный характер основных целей и задач юридической деятельности?
- Чем можно объяснить нередкое несовпадение между социально позитивной целью юридической деятельности и ее конкретным результатом?
- В чем заключается профилактика профессионально-нравственной деформации юриста? Привести примеры.
- Каковы главные идеи А.Ф. Кони в понимании проблемы соотношения права и нравственности?
Практическое занятие № 3
Тема: Судебная этика.
План:
1. Принципы судебной этики.
2. Обвинительный уклон в уголовном процессе.
3. Судебный этикет: понятие, основные требования.
Задания для подготовки к коллоквиуму:
1. Как связаны между собой основные принципы судебной этики?
2. Каким образом проявляется принцип справедливости в деятельности адвоката, прокурора, судьи, участвующих в судебном процессе?
3. Каких норм судебного этикета должен придерживаться председательствующий в процессе, адвокат, государственный служащий?
4. Можно ли считать суд присяжных своего рода панацеей, позволяющей гарантировать справедливость, беспристрастность и независимость судебного решения?
5. Всегда ли следует придерживаться судебного этикета?