Метод фиксированной цены




В случае продажи акций по фиксированной цене у инвесторов крайне ограничен выбор параметров для приобретения: остается выбрать только количество ценных бумаг, которые они намерены купить. Считается, что метод фиксированной цены максимально обеспечивает инвесторам равный доступ к покупке акций: здесь исключено размещение акций одному лицу преимущественно перед размещением акций другому. Иными словами, отсутствует дискриминация между категориями инвесторов и качеством их предложений по покупке акций.

Простота параметров продажи акций по фиксированной цене снижает издержки контроля и проверки процесса публичной продажи акций. В свою очередь, это способствует достижению немаловажного для фондового рынка результата – прозрачности публичной продажи акций. Если недостаточно развита система раскрытия информации фондового рынка, то прозрачность публичной продажи акций может стать ключевым фактором для выбора метода IPO.

Наряду с достоинствами у метода фиксированной цены отмечается ряд существенных недостатков. Для этого метода характерно отсутствие дифференцированного подхода к продаже акций. Данное обстоятельство представляет собой загадку для экономической теории, согласно которой продавец получит большую прибыль, если будет продавать по дифференцированной цене, зависящей от характеристик покупателя или его спроса. Данная проблема связана с наличием сегментации фондового рынка по различным инвесторам, однако, при фиксированной цене такое свойство рынка вовсе не учитывается.

До того, как администрация Маргарет Тэтчер начала приватизацию английских компаний, в большинстве стран публичная продажа акций осуществлялась по фиксированной цене. Выход на продажу компаний с огромными активами обусловил попытки использования новых методов продажи акций, поскольку многие приватизации были слишком большими для локального рынка. Волна приватизаций привела к экспериментированию с аукционами и применению книжного метода продажи. Впоследствии практические исследования доказали, что при продаже по фиксированной цене акции недооцениваются больше, чем при их продаже на аукционе. В свое время это послужило причиной роста популярности именно аукционного метода публичной продажи акций.

Аукционный метод

 

Суть аукционного метода состоит в том, что акции продаются тем, кто предлагает самую высокую цену. Как преимущество этого метода в литературе отмечают его «демократичность», поскольку процесс публичной продажи акций обеспечивает доступ наибольшему количеству инвесторов, которые имеют равную возможность заявлять наибольшую цену за акции, предлагаемые к покупке.

Аукционный метод признается более справедливым, поскольку андеррайтер не размещает акции среди инвесторов, которым он отдает предпочтение. Считается, что такой метод положительно влияет на определение цены и принципы распределения акций. Согласно теории при проведении аукциона цена зависит только от спроса. Кроме того, мелкие инвесторы – не институциональные – также могут приобрести предложенные акции, что делает распределение более справедливым.

Однако многочисленные исследования выявили у такого метода продажи акций следующие недостатки. Прежде всего, аукционный метод IPO по ряду причин лишает результат такой продажи предсказуемости. Например, участники аукциона могут получить негативный результат, поскольку не знают, какое количество участников примет участие в аукционе. В отношение одних выпусков акций будет подано большее количество заявок, и цена может оказаться завышенной, тогда как низкое количество заявок на покупку акций других выпусков приведет к тому, что цена на них может оказаться заниженной. Кроме того, при наличии на рынке неинформированных инвесторов на аукционе можно получить хорошую цену и за некачественные акции, что послужит причиной неправильного (обратного) отбора, когда на рынке выживают акции худших эмитентов.

Когда сбор информации о выпуске ценных бумаг связан с существенными расходами, инвесторы должны быть вознаграждены за ее сбор. Аукционный метод не гарантирует инвесторам вознаграждение за расходы на сбор информации об акциях. Участники, которые не тратили средств на оценку акций, могут воспользоваться усилиями других путем подачи заявки на покупку акций по более высокой цене. В данном случае цена отсечения не будет информативной и не сможет служить сигналом о качестве выпуска предлагаемых акций.

Таким образом, при использовании аукционного метода сложно координировать потенциальных инвесторов. Кроме того, при этом методе у серьезных инвесторов отсутствует стимул к тому, чтобы тратить время и деньги на оценку предлагаемых акций. Статистически такой метод продажи акций на финансовых рынках чаще используют для небольших выпусков и для продажи части выпуска розничным инвесторам.

Книжный метод

Сущность

Анализ зарубежной практики показал, что в настоящее время в 9 случаях из 10 используется книжный метод публичной продажи акций.

Книжный метод можно описать следующим образом: за несколько недель до размещения ценных бумаг эмитент и андеррайтер (или управляющий книгой) соглашаются на ранжирование первоначальной цены. Затем начинается road show, в течение которого эмитент и андеррайтер рекламируют размещение инвесторам. Последний собирает информацию об их интересах и возможностях инвестора. Информация влияет на определение количества акций и может отразиться на их цене. Непосредственно перед предложением купить акции андеррайтер заказывает книгу заказов, устанавливает цену и распределяет акции по своему собственному усмотрению. После этого происходит продажа (размещение) акций и закрытие сделки.

Книжный метод продажи акций имеет отличительные черты. Во-первых, книжное размещение ассоциируется с принятыми на себя андеррайтером обязательствами по выкупу акций, в то время как аукцион связывают с договорами о принятии максимума усилий (в противоположность договорам на результат), т.е. когда андеррайтер не принимает на себя обязательства по выкупе непроданных публике акций. Во-вторых, важной особенностью книжного механизма является то, что продажа акций инвесторам зависит только от полного усмотрения андеррайтера. В случае использования аукционного метода проведения IPO роль андеррайтера будет значительно скромнее. При распределении ценных бумаг андеррайтер обладает широкими полномочиями (он решает, кому, сколько и по какой цене будут проданы акции). В0третьих, при книжном методе предлагаемая цена устанавливается ниже той, которая ожидается после публичной продажи акций. Инвесторы, регулярно вкладывающие в определение цены акций, получают при книжном методе продажи вознаграждение, которое выражается в сниженном размере цены на акции и возможности приобрести большее количество акций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: