Существуют две формы предварительного расследования:
1. дознание
2. предварительное следствие
Предварительное следствие
Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования.
Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).
Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности.
Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.
|
От судебного предварительное следствие отличается субъектами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном процессе этих видов деятельности.
Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.
Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.
Дознание
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст. 5 УПК РФ)
В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения:
1. Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;
2. Самостоятельного института уголовно-процессуального права;
3. Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.
По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной.
|
Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).
В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).
При этом следует обратить внимание на то, что решения, принимаемые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и принимаемые при производстве предварительного следствия.
Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ). Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств, уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности (ст. 149 УПК РФ) и передачи следователю.
Дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними с 1 июля 2002 года (с момента вступления в действие УПК РФ) должно производиться в общем порядке с учетом дополнительных требований, предъявляемых гл. 50 УПК РФ (Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних).
|
Но поскольку при расследовании указанной категории дел, в силу требований п.2 ч.1 ст. 421 УПК РФ необходимо выяснение уровня психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего, для чего требуется производство судебной психиатрической экспертизы, и выяснение таких обстоятельств не укладывается в сроки, отведенные законом для производства дознания, производится предварительное следствие.
Таким образом, в соответствии с действующим УПК РФ дознание можно определить как упрощенную форму предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, в уголовно-процессуальном порядке, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.
Осуществляется дознание уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24 – 29 УПК для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл. 32 УПК РФ.
Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно, от предварительного следствия отличают:
1. к подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст. 150 УПК, а также по иным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, но только при наличии письменного указания прокурора.
2. производство в форме дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов дознания частью 3 ст. 150 УПК, осуществляется лишь по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ст223 УПК РФ)
3. субъект, его осуществляющий (может быть дознавателем, а не следователем);
4. правовой статус данного субъекта (дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью);
5. первоначальный срок (20 суток)
6. возможность отсутствия в деле постановления о привлечении в качестве обвиняемого (в соответствии с п.2 ч.1 ст. 158 и ст. 225 УПК дознание заканчивается составлением обвинительного акта, содержание которого регламентируется ст. 225 УПК)
Содержание обвинительного акта:
1. Дата и место его составления
2. Должность и фамилия лица, его составившего
3. Данные о лице, привлекаемом в качестве обвиняемого
4. Обстоятельства преступления и др. обст-ва, имеющие значение для дела.
5. В обвинительном акте формулируется обвинение с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающей данное преступление, приводится перечень доказательств обвинения и защиты, смягчающие и отягчающие обстоятельства, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, а также список лиц, подлежащих вызову в суд.
С момента составления обвинительного акта лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого.
Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору.
В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений:
1. об утверждении ОА и направлении дела в суд
2. о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления ОА, при этом он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток
3. прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. 24-28.
Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки[2].
Понятие и значение общих условий предварительного следствия и дознания
В главе десятой УПК, озаглавленной “Общие условия производства предварительного следствия”, имеются нормы, которые также относятся и к дознанию, поэтому есть все основания вести речь об общих условиях производства предварительного следствия и дознания, т.е. предварительного расследования, с учетом исключений, предусмотренных ст. 120 УПК.
Общие условия предварительного расследования — это установленные уголовно-процессуальным законом (гл. 10 УПК) правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок. Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее, полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований. Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить задачи, решающие в ходе расследования преступлений. Таким образом, значение общих условий предварительного расследования состоит в том, что их соблюдение создает предпосылки всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.
К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе десятой УПК, относятся правила: 1) подследственность; 2) полномочия следователя; 3) своевременное начало производства предварительного расследования; 4) соблюдение места и сроков производства предварительного расследования; 5) участие общественности в раскрытии и расследовании преступлений; 6) соединение и выделение уголовных дел; 7) обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела; 8) участие специалиста, переводчика и понятых; 9) об обеспечении прав заинтересованных лиц, участвующих в стадии предварительного расследования; 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования; 11) меры по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления; 12) применение научно-технических средств при предварительном расследовании; 13) процессуальные акты предварительного расследования и порядок их оформления; 14) этика предварительного расследования.
Характеристика этих общих условий дается ниже.
Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов
Рассмотрим элементы этой системы.
1. Подследственность.
Это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство расследования относится к компетенции того или иного следователя или органа дознания. Различаются следующие признаки, характеризующие подследственность: предметная (родовая), территориальная (местная), персональная и альтернативная.
Предметная (родовая) подследственность зависит от характера совершенного преступления, его юридического состава, степени опасности и сложности расследования. По этому признаку подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ст. 126 УПК).
Территориальный (местный) приз накподследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может производиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
Персональный признак подследственности обусловлен особенностями субъекта преступления, к числу которых относятся его возраст, психическое или физическое состояние, служебное или иное положение.
В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем или иным органом в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело, налицо альтернативный признак подследственности. Так, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150,285,286,306, 307, 309, 311 ч. 2; 316, 320 и 327 УК РФ, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в УПК РСФСР в связи с принятием УК РФ, существенно затронут институт подследственности уголовных дел. Статья 126 УПК претерпела изменения не только потому, что было необходимо заменить перечень статей УК РСФСР на соответствующие статьи УК РФ и определить подследственность тех составов преступлений, которые ранее не были известны российскому уголовному праву. Законодатель одновременно усовершенствовал регламентацию подследственности, устранил имевшиеся противоречия между составными частями ст. 126 УПК.
Согласно ст. 126 УПК расширена компетенция всех следственных аппаратов (органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, Федеральной службы налоговой полиции). Законодатель отказался от жесткого определения предметной (родовой) подследственности следственных аппаратов, кроме налоговой полиции. Некоторые составы преступлений включены в предметную подследственность трех следственных аппаратов — органов прокуратуры, ФСБ и органов внутренних дел (например, контрабанда — ст. 188 УК, организация преступного сообщества — ст. 210 УК РФ, провокация взятки — ст. 304 УК РФ и ряд других). Многие составы преступлений стали относиться к предметной подследственности двух следственных аппаратов. Например, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава — ст. 211 УК РФ; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны — ст. 353 УК РФ; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — ст. 354 УК РФ; наемниче-ство — ст. 359 УК РФ могут расследоваться как следователями органов прокуратуры, так и следователями ФСБ.
Бандитизм — ст. 209 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, дача взятки — ст. 291 УК РФ, служебный подлог — ст. 292 УК РФ, халатность — ст. 293 УК РФ относятся к подследственности следователей прокуратуры и органов внутренних дел.
Захват заложника — ст. 206 УК РФ, невозвращение из-за границы средств иностранной валюты — ст. 193 У К РФ фигурируют в предметной подследственности следователей органов ФСБ и органов внутренних дел. Изменилась регламентация и альтернативной подследственности следователей ФСБ и налоговой полиции.
Следователям ФСБ предоставлено право расследования таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями — ст. 295 УК РФ, превышение должностных полномочий — ст. 286 (относящихся к предметной подследственности следователей прокуратуры), получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог — ст. 292 УК РФ, халатность — ст. 293 УК РФ (предметная подследственность следователей прокуратуры и органов внутренних дел). Но при условии, что расследование этих преступлений связано с расследованием по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к их предметной подследственности.
Следователи налоговой полиции могут также расследовать преступления “чужой” предметной подследственности (незаконное предпринимательство — ч. 2 ст. 171 УК РФ; незаконная банковская деятельность — ст. 172 УК РФ; лжепредпринимательство — ст. 173 УК РФ, а всего более двадцати составов преступлений) при наличии двух условий. Во-первых, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и, во-вторых, если уголовное дело “чужой” подследственности не может быть выделено в отдельное производство.
Впервые в уголовно-процессуальном законе получила определение подследственность преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, не по предметному, а персональному признаку и подследственность уголовных дел, расследующихся следователями военной прокуратуры.
Уголовные дела о любых преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, отнесены к подследственности следователей органов прокуратуры. Ими же должны расследоваться преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Если такой связи нет, подследственность уголовного дела определяется по предметному признаку.
Следует согласиться с тем, что совсем другой стала нумерация статей Особенной части УК РФ, обозначенных в этой процессуальной норме, есть и определенное перераспределение подследственности. К этому не стоило бы привлекать внимание, если бы не одно тревожное обстоятельство: новая редакция указанной статьи продолжает тенденцию на вытеснение, выдавливание следователей прокуратуры из производства расследования. В прежнем варианте ст. 126 УПК закрепляла полномочия следователей прокуратуры вести предварительное следствие по любому уголовному делу (универсальная подследственность), выделяя наряду с этим категории дел, по которым предварительное следствие производят также следователи органов внутренних дел и органов безопасности. В новой редакции союз “также” из текста выпал, подследственность строго зафиксирована, и теперь следователи прокуратуры— наиболее квалифицированные, наименее подверженные воздействию администрации и спецслужб — лишены права расследовать дела, отнесенные к компетенции других следователей. А эта компетенция, особенно следователей органов внутренних дел, с каждым годом все более и более расширяется. Такая тенденция ведет, по нашему мнению, лишь к усугублению кризиса, в котором оказалась у нас борьба с преступностью вообще и расследование преступлений в частности.
По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, военными строителями, солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военнообразовательного учреждения профессионального образования, предварительное следствие ведется следователями военной прокуратуры.
По решению Генерального прокурора РФ следователям военной прокуратуры может быть поручено расследование уголовного дела о любом преступлении в тех местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования.
В ст. 126 УПК речь также идет о полномочиях прокуроров в определении подследственности, когда этот вопрос не может быть решен на основе указаний закона. Одно из таких правил предусматривает определение прокурором подследственности в случаях, когда он или суд признает необходимым ведение предварительного следствия по делам о преступлениях, по которым оно не является обязательным. Практически имеется в виду правило о поручении следствия либо следователю прокуратуры, либо следователю органов внутренних дел.
Решение вопроса закон оставляет на усмотрение прокурора без каких-либо ограничений. Но все же есть смысл руководствоваться следующими соображениями. Законодатель во многих случаях относит к компетенции органов дознания преступления без квалифицирующих признаков. А при наличии этих признаков преступления относятся к подследственности либо следователей органов внутренних дел, либо следователей органов прокуратуры. Например, по уголовным делам по мошенничеству, предусмотренному ч. 1 ст. 159 УК РФ, предварительное следствие не обязательно. То же преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба гражданину (п. “а”, “б”, “в”, “г” ст. 159 УК РФ), должно расследоваться следователем органов внутренних дел. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, предусмотренное ч. 1 ст. 167 УК РФ, расследуется органом дознания. Это же преступление, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, относится к подследственности следователя органов прокуратуры.
Если по каким-то соображениям признано необходимым ведение предварительного следствия вместо дознания, прокурору целесообразно решать вопрос о подследственности, руководствуясь указаниями закона о том, следователь какого органа — внутренних дел или прокуратуры — должен расследовать аналогичное преступление при наличии квалифицирующих признаков. Методика следствия по уголовным делам о преступлениях без квалифицирующих признаков или с таковыми практически одинакова. Все особенности сводятся только к различиям в предмете доказывания. Поэтому следователь органов внутренних дел с большим успехом может расследовать мошенничество, предусмотренное ч. 1 ст. 159 УК РФ, нежели следователь прокуратуры, не сталкивающийся с такой категорией дел. А дело о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 167 УК РФ, целесообразнее поручить следователю прокуратуры, а не органов внутренних дел.
Другая норма — ст. 126 УПК, относящаяся к полномочиям прокурора в определении подследственности при отсутствии прямых указаний в законе на этот счет, состоит в следующем. Прокурор должен решать этот вопрос в случае соединения в одно производство уголовных дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия. Однако, если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими. Во всех иных ситуациях прокурор определяет подследственность по своему усмотрению.
При этом следует учитывать в первую очередь тяжесть каждого из преступлений, объем проделанной и предстоящей работы по установлению их обстоятельств.
Необходимо обратить внимание на то, что анализируемая норма не содержит запрета на поручение предварительного следствия по делу, соединенному из нескольких, следователю органов внутренних дел, ФСБ или налоговой полиции в случаях, когда по одному из дел расследование ранее вел следователь прокуратуры. Это обстоятельство требует, на наш взгляд, пересмотреть установку, содержащуюся в Указании Генерального прокурора РФ “О разграничении подследственности уголовных дел” от 10 июня 1992 г., в соответствии с которой любые дела, отнесенные к подследственности прокуратуры, не должны расследоваться другими органами предварительного следствия. Вряд ли можно сомневаться в том, что при соединении уголовных дел по обвинению одного и того же лица в изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186 УК (подследственность следователей органов внутренних дел) и развратных действиях — ст. 135 У К (подследственность следователей прокуратуры) в одно производство прокурору целесообразно поручить дальнейшее расследование следователю органов внутренних дел.
Конструирование предметной подследственности следователей прокуратуры, Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в ст. 126 УПК как включающей некоторые составы преступлений, расследование дел о которых относится к компетенции всех трех следственных органов или двух, породило на практике проблему. Суть ее в следующем. Статья 114 УПК предусматривает возможность направления органом дознания и следователем полученного им заявления (сообщения) о преступлении по подследственности. Но какому следователю должен направлять орган дознания заявление, например, о совершении служебного подлога, если дело об этом преступлении подследственно и следователю органов внутренних дел, и следователю прокуратуры?
Закон не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Правила ст. 114 УПК были рассчитаны на существовавшую прежде регламентацию подследственности. На практике органы милиции, как органы дознания, предпочитают передавать заявления (сообщения) о преступлениях, подследственных следователям прокуратуры и органов внутренних дел, “своим” следователям. Закону это не противоречит. Значительно труднее ответить на вопрос: в какой орган предварительного следствия направлять заявление о преступлении, подследственном следователю прокуратуры и следователю ФСБ, например, об угоне судна воздушного или водного транспорта? По нашему мнению, едва ли правильно оставлять решение такого вопроса на усмотрение органа дознания. Представляется, что и в этих случаях подследственность должна определяться прокурором.
Аналогичная проблема возникает и при ведении уголовного дела, подследственного следователям нескольких ведомств. Но ее решение возможно на основе правил ст. 132 УПК, в соответствии с которыми следователь, установивший, что дело, находящееся в его производстве, ему не подследственно, обязан передать дело прокурору для направления по подследственности решается прокурором по месту, где следствие начато.
При определении подследственности прокурору целесообразно учитывать квалификацию следователей, опыт в расследовании этого преступления, загруженность другими делами и другие обстоятельства.
2. Полномочия следователя.
Следователем является должностное лицо органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции, осуществляющие предварительное следствие по уголовным делам в пределах его компетенции (ст. 125 УПК).
В соответствии с ч. 1 ст. 127 УПК при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
КонституцияРФ предусматривает, что наиболее важные решения, затрагивающие конституционные права граждан (например, о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, о производстве обыска и т.п.), принятые следователем при производстве по делу, подлежат санкционированию судом. Однако впредь до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок санкционирования мер уголовно-процессуального принуждения решениями прокуроров.
Прокурор, исполняя надзор за производством предварительного следствия, осуществляет процессуальное руководство расследованием. Он вправе отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать ему указания о производстве следственных действий, осуществлять иные полномочия процессуального руководителя, предоставленные ему ст. 211 УПК.
Указания прокурора даются в письменной форме и обязательны для следователя. Обеспечивая процессуальную независимость следователя, закон предоставляет ему право не согласиться с теми указаниями прокурора, которые касаются существа расследования: о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, направлении дела для предания суду или прекращении дела. Во всех этих случаях следователь вправе не выполнить данные указания, представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору. Ознакомившись с делом и с возражениями следователя, прокурор отменяет эти указания или поручает производство следственных действий другому следователю.
Широкая процессуальная самостоятельность следователя проявляется и в его взаимоотношениях с органами дознания.Он вправе по расследуемым делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных или следственных действий. Следователь привлекает работников органов дознания к участию в тех или иных действиях (осмотре, обыске, выемке и др.), тесное взаимодействие следователя с органами дознания — необходимое условие успешного раскрытия и расследования преступлений, а также их предупреждения.
В органах внутренних дел ведомственный контроль за производством предварительного следствия осуществляют начальники следственных подразделений (отделов или отделений). Права руководителя таких подразделений закреплены в ст. 1271 УПК. Он вправе проверять уголовные дела, давать следователю указания о производстве предварительного следствия, передавать дело от одного следователю другому, поручать расследование дела нескольким следователям, осуществлять другие полномочия. Указания начальника следственного подразделения даются в письменной форме и обязательны для использования следователем. Следователь вправе приостановить исполнение указаний по вопросам, перечисленным в ч. 2 ст. 127 УПК, и представить дело на разрешение прокурора.
3. Своевременное начало производства предварительного расследования.
Предварительное расследование начинается только после возбуждения уголовного дела. До этого следователь не вправе, за исключением осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 178 УПК), производить следственные действия.
Статья 129 УПК обязывает следователя немедленно приступить к производству следствия по возбужденному им или переданному ему делу. Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копии этих постановлений следователь не позднее двадцати четырех часов направляет прокурору.
В случае сложности дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям.Обэтом указывается в постановлении о возбуждении дела или выносится отдельное постановление. Один из следователей принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случае подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику при разъяснении права на отвод объявляется весь состав следователей.
4. Соблюдение места и сроков предварительного расследования.
Предварительное следствие производится в том районе, где совершено преступление. В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
Понятие “район, где совершено преступление” распространяется на город без районного деления или в котором нет районных прокуратур или органов внутренних дел, участок железной дороги, территорию, обслуживаемую органами внутренних дел на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, а также транспортными прокуратурами.
Предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях, ведется следователями, находящимися в их штатах.
Установив, что данное дело ему не подследственно, следователь должен произвести все неотложные следственные действия, после чего дело передать прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато.
Процессуальный порядок передачи следователем дела прокурору до направления по подследственности законом не определен.
Поэтому представляется, что следователь должен вынести мотивированное постановление с указанием, в какой орган предварительного следствия необходимо направить дело. Прокурор, в случае согласия с постановлением, направляет дело со своим сопроводительным письмом. В случае признания постановления необоснованным прокурор отменяет его и возвращает дело для продолжения следствия.
В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток (ст. 132 УПК).
Установление истины по уголовному делу в значительной степени зависит от того, как быстро проводится предварительное следствие и дознание. Дознание в полном объеме должно заканчиваться, как правило, в месячный срок (ст. 121 УПК), а предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.
Срок предварительного следствия, установленный ч. 1 ст. 133 УПК, может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненным к ним прокурорам — до трех месяцев.
По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут пролить срок предварительного следствия — до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.
В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.
Ходатайства о продлении срока следствия должны представляться не позднее чем за пять суток до истечения двухмесячного срока, за десять суток до истечения трехмесячного срока, за пятнадцать суток до истечения шестимесячного срока и за тридцать суток до истечения годичного срока.