Консультация подростков по телефону доверия.




Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится "трудным". Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями.

В последние десятилетия достаточно распространенным стал «телефон доверия» как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации позволяет человеку, обратившемуся к психологу, избежать роли «пациента», в которой, он находится при очном консультировании.

Консультирование по телефону достаточно привлекательно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему анонимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы.

Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь.

Телефон доверия это:
  • помощь разных специалистов;
  • принцип “анонимной исповеди”;
  • комфортные условия для самораскрытия подростка;
  • психологическая безопасность клиента.
В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется. Статистика обращений граждан по телефону доверия: 1. Распределение обращений на телефон доверия по целевой аудитории: 58,7% (2 580 870) –дети и подростки 10,9% (478 888) – родители детей и подростков (лица, их заменяющие) 30,4% (1 328 413)- иные граждане 2. Обращение на телефон доверия по вопросам жестокого обращения. 36% (29 176)- жестокое обращение с ребенком в семье. 43% (34 062)- жестокое обращение с ребенком в среде сверстников. 13% (10 480) – жестокое обращение с ребенком вне семьи. 8% (6 383) – сексуальное насилие в отношении ребенка. 80 110 обращений по вопросам жестокого обращения(1,8%) 3. Обращение по вопросам детско- родительских отношений и отношений ребенка со сверстниками. 41% (351 844) – по вопросам детско – родительских отношений. 59 %(502 694)- по вопросам отношений ребенка со сверстниками. 4. Обращение на телефон доверия по проблеме суицида. 48,8 % (8 681) – дети и подростки. 37,4% (6, 024) – иные граждане. 13,8 % (1,868) – от родителей детей и подростков и лиц, их заменяющих. 4 366 018 обращений за период с 1 сентября по 21 сентября 2010года на детский телефон доверия. Данные взяты из источника: https://www.ya-roditel.ru/parents/helpline/
 

 

 

О том, как может помочь телефон доверия детям и подросткам, и почему родители должны знать его наизусть, рассказала Марина Егорова — президент Фонда защиты детей от жестокого обращения.

— Вы занимаетесь организацией телефонов доверия уже 20 лет. Какие проблемы для подростков самые острые? С чем им чаще всего не удается справиться самим?

— Главная проблема для подростка — это он сам. И говорят они о себе и о том, как им быть в той или иной ситуации. Никогда не жалуются на родителей. Больше всего дети говорят о трудностях в отношениях дома и в школе. Им важно получить совет взрослого. Именно нарушенные детско-родительские отношения приводят к одиночеству ребенка. Телефон доверия, многие об этом даже не подозревают, помогает восстановить отношения.

Очень много звонков типа: «Я один дома, мне страшно». Ребенок говорит, что мама уже должна давно прийти, а ее все нет. Мы выясняем, чего он боится. Некоторые дети боятся пустой квартиры, непонятных звуков. И специалист обязательно на телефоне будет с ребенком находиться, чтобы ребенку не было страшно. Зачастую это длится вплоть до возвращения мамы. О чем мы с ним разговариваем так долго? Можем попросить рассказать о том, что он любит, и что-нибудь нарисовать. Ребенка ничуть не смущает, что мы не видим этого рисунка, у него возникает четкое ощущение, что мы рядом.

— Думаю, кроме того, что ребенок получает поддержку, у него этот опыт закрепляет алгоритм получения помощи, и в следующий раз, если будет трудно, он уже позвонит без сомнений.

— Да, конечно. Многие дети звонят в трудных ситуациях по знакомому телефону неоднократно.

— А если ребенок часто звонит с проблемой, что он один дома. Вы, естественно, можете предположить, что не все благополучно в семье. Есть у вас возможность повлиять на маму?

— Специалист телефона доверия, и это принципиально, не должен влиять на собеседника. Мы спрашиваем, когда ребенок в очередной раз звонит: «Хочешь, мы поговорим с твоей мамой о том, как тебе трудно ее дожидаться?» Если ребенок соглашается, мы попросим пригласить маму к телефону.

— Но регулятор этого вмешательства только ребенок?

— Да. Мы должны уважать его желание, его волю и личное пространство. Он эксперт по своей ситуации

— Бывает, что не удается договориться?

— Более чем 20-летняя практика говорит о том, что это крайне редкий вариант. Однако обеим сторонам впоследствии трудно выдерживать условия, которые они сами определили. Но если хотят, то и с этим справляются. Для нас самое важное — научить ребенка и родителей договариваться.

— Какой возраст самый проблемный?

— От 14 и старше. Иногда бывают очень странные ситуации. Помню звонок 16-летнего мальчика, мама которого в 9 вечера заходила в его комнату и выключала свет, мотивируя это тем, что ему пора спать. Она заботилась о его здоровье, но делала это как тиран. Мальчик не знал, как ему быть. Удалось поговорить с мамой, объяснить, что это не метод.

— Это телефон для детей. Родители звонят на него?

— Очень часто. Приблизительно 40% звонков — от родителей.

— А родительские звонки о чем?

— О том же самом. О том, что не удается договориться. Родители иногда не знают, как справиться с ситуацией. Много звонков бывает в сентябре, когда выясняется, что домашний ребенок вдруг становится неуправляемым в школе. А это типичные проблемы адаптации. Многие дети так устроены, что им сложно адаптироваться. Им нужно помочь.

— А звонки, требующие немедленного реагирования? Такие бывают?

—Да, конечно. И мы обязательно вмешиваемся в ситуацию, когда жизни или здоровью ребенка что-нибудь угрожает. Помню звонок 8-летнего мальчика, который был один дома, когда сорвало водопроводный кран и вода заливала квартиру. Мы успокоили его и вызвали слесаря.

— Дети обычно идут на долгий разговор, им нужно выговориться?

— По-разному. Бывают очень короткие диалоги. Буквально в одну реплику иногда удается помочь ребенку. Консультант дает другой взгляд на ситуацию, и этого достаточно, чтобы найти выход.

— А дети отличаются от взрослых в общении с психологом?

— Они более серьезны, и доступ у них к серьезным темам ближе, прямее. Они не обманывают себя, они более правдивы сами с собой.

Принцип уважения к собеседнику — самый главный принцип работы телефона доверия. К нам, бывает, звонят и трехлетние дети, и этот принцип распространяется и на них.

— А малыши с чем звонят?

— Ну как? Вот я поссорился с братом. Или: мама говорит, что я непослушный. Как мне стать послушным?

— Чаще звонят дети из благополучных семей или из асоциальных?

— Звонят из любых семей по одной причине: есть трудная ситуация и нет взрослого доброжелательного человека, с которым это можно обсудить. От уровня внешнего благополучия семьи это не зависит.

 

 

Список литературы:

1. Барчина В., Ионов Ю. Профессия - телефонный консультант // Вестник РАТЭПП. М.,2001 №1

2. Кочюпас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с литов. М.: Академический проект, 1999

3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 2001. - 494с

4. Сальникова Л.С. Телефон доверия. М.: Знание, 1990 - 192 с.

5. Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога // Рабочая книга практического психолога. М. 1991

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: