Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится "трудным". Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями.
В последние десятилетия достаточно распространенным стал «телефон доверия» как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации позволяет человеку, обратившемуся к психологу, избежать роли «пациента», в которой, он находится при очном консультировании.
Консультирование по телефону достаточно привлекательно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему анонимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы.
Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь.
Телефон доверия это:
|
|
|
О том, как может помочь телефон доверия детям и подросткам, и почему родители должны знать его наизусть, рассказала Марина Егорова — президент Фонда защиты детей от жестокого обращения.
— Вы занимаетесь организацией телефонов доверия уже 20 лет. Какие проблемы для подростков самые острые? С чем им чаще всего не удается справиться самим?
— Главная проблема для подростка — это он сам. И говорят они о себе и о том, как им быть в той или иной ситуации. Никогда не жалуются на родителей. Больше всего дети говорят о трудностях в отношениях дома и в школе. Им важно получить совет взрослого. Именно нарушенные детско-родительские отношения приводят к одиночеству ребенка. Телефон доверия, многие об этом даже не подозревают, помогает восстановить отношения.
Очень много звонков типа: «Я один дома, мне страшно». Ребенок говорит, что мама уже должна давно прийти, а ее все нет. Мы выясняем, чего он боится. Некоторые дети боятся пустой квартиры, непонятных звуков. И специалист обязательно на телефоне будет с ребенком находиться, чтобы ребенку не было страшно. Зачастую это длится вплоть до возвращения мамы. О чем мы с ним разговариваем так долго? Можем попросить рассказать о том, что он любит, и что-нибудь нарисовать. Ребенка ничуть не смущает, что мы не видим этого рисунка, у него возникает четкое ощущение, что мы рядом.
|
— Думаю, кроме того, что ребенок получает поддержку, у него этот опыт закрепляет алгоритм получения помощи, и в следующий раз, если будет трудно, он уже позвонит без сомнений.
— Да, конечно. Многие дети звонят в трудных ситуациях по знакомому телефону неоднократно.
— А если ребенок часто звонит с проблемой, что он один дома. Вы, естественно, можете предположить, что не все благополучно в семье. Есть у вас возможность повлиять на маму?
— Специалист телефона доверия, и это принципиально, не должен влиять на собеседника. Мы спрашиваем, когда ребенок в очередной раз звонит: «Хочешь, мы поговорим с твоей мамой о том, как тебе трудно ее дожидаться?» Если ребенок соглашается, мы попросим пригласить маму к телефону.
— Но регулятор этого вмешательства только ребенок?
— Да. Мы должны уважать его желание, его волю и личное пространство. Он эксперт по своей ситуации
— Бывает, что не удается договориться?
— Более чем 20-летняя практика говорит о том, что это крайне редкий вариант. Однако обеим сторонам впоследствии трудно выдерживать условия, которые они сами определили. Но если хотят, то и с этим справляются. Для нас самое важное — научить ребенка и родителей договариваться.
— Какой возраст самый проблемный?
— От 14 и старше. Иногда бывают очень странные ситуации. Помню звонок 16-летнего мальчика, мама которого в 9 вечера заходила в его комнату и выключала свет, мотивируя это тем, что ему пора спать. Она заботилась о его здоровье, но делала это как тиран. Мальчик не знал, как ему быть. Удалось поговорить с мамой, объяснить, что это не метод.
— Это телефон для детей. Родители звонят на него?
— Очень часто. Приблизительно 40% звонков — от родителей.
— А родительские звонки о чем?
— О том же самом. О том, что не удается договориться. Родители иногда не знают, как справиться с ситуацией. Много звонков бывает в сентябре, когда выясняется, что домашний ребенок вдруг становится неуправляемым в школе. А это типичные проблемы адаптации. Многие дети так устроены, что им сложно адаптироваться. Им нужно помочь.
— А звонки, требующие немедленного реагирования? Такие бывают?
—Да, конечно. И мы обязательно вмешиваемся в ситуацию, когда жизни или здоровью ребенка что-нибудь угрожает. Помню звонок 8-летнего мальчика, который был один дома, когда сорвало водопроводный кран и вода заливала квартиру. Мы успокоили его и вызвали слесаря.
— Дети обычно идут на долгий разговор, им нужно выговориться?
— По-разному. Бывают очень короткие диалоги. Буквально в одну реплику иногда удается помочь ребенку. Консультант дает другой взгляд на ситуацию, и этого достаточно, чтобы найти выход.
— А дети отличаются от взрослых в общении с психологом?
— Они более серьезны, и доступ у них к серьезным темам ближе, прямее. Они не обманывают себя, они более правдивы сами с собой.
Принцип уважения к собеседнику — самый главный принцип работы телефона доверия. К нам, бывает, звонят и трехлетние дети, и этот принцип распространяется и на них.
— А малыши с чем звонят?
— Ну как? Вот я поссорился с братом. Или: мама говорит, что я непослушный. Как мне стать послушным?
— Чаще звонят дети из благополучных семей или из асоциальных?
— Звонят из любых семей по одной причине: есть трудная ситуация и нет взрослого доброжелательного человека, с которым это можно обсудить. От уровня внешнего благополучия семьи это не зависит.
Список литературы:
1. Барчина В., Ионов Ю. Профессия - телефонный консультант // Вестник РАТЭПП. М.,2001 №1
2. Кочюпас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с литов. М.: Академический проект, 1999
3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 2001. - 494с
4. Сальникова Л.С. Телефон доверия. М.: Знание, 1990 - 192 с.
5. Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога // Рабочая книга практического психолога. М. 1991