ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА (ГЗУ)
Предназначены для захвата и соединения груза с ПРС. Существует два вида ГЗУ: грузозахватные органы и грузозахватные приспособления.
Грузозахватные органы и приспособления
Грузозахватные органы – неотъемлемая часть ПРС, находятся в постоянном соединении с ПРС и являются элементами подъёма (например, крюки).
Грузозахватные приспособления – не являются принадлежностью ПРС и представляют собой самостоятельное изделие многократного пользования, навешиваемые на грузозахватный орган (съёмные, навесные или инвентарные).
По конструкции ГЗУ делятся на: универсальные и специальные.
Универсальные ГЗУ входят составной частью в специальные ГЗУ.
По виду захватываемого груза делятся на ГЗУ: для штучных, длинномерных, навалочных, контейнерных и др.
По степени механизации труда на: ручные, полуавтоматические и автоматические.
По способу взаимодействия груза с ГЗУ на: зачерпывающие, поддерживающие, зажимные, притягивающие.
По типу ГЗУ: для кранов и погрузчиков.
По способу управления ГЗУ: с ручным, дистанционным, полуавтоматическим и автоматическим управлением.
Основные узлы и детали универсальных грузозахватных устройств.
Канаты
Канат – основной гибкий тяговый (несущий) элемент любого грузоподъёмного устройства.
Канаты предназначены:
для соединения груза с грузозахватным органом ПРМ;
для преобразования вращательного движения барабана механизма в поступательное движение груза;
подвешивание стрел и другого оборудования ПРС;
организации подвесных канатных дорог;
изготовления различных ГЗУ и их элементов.
Классификация канатов: по форме поперечного сечения: круглые и плоские;
По конструкции – одинарной, двойной и тройной свивки (стренг).
По форме поперечного сечения прядей – круглопрядные и фасонные.
По типу свивки прядей и канатов:
с линейным касанием проволок разного диаметра (ЛК);
с точечным касанием (ТК);
комбинированным точечно-линейным касанием (ТЛК);
с полосовым касанием (ПК);
По материалу сердечника – с органическим, металлическим, из искусственных волокон.
По способу свивки – правого и левого направления;
По степени крутимости – крутящиеся и малокрутящиеся под действием растягивающей нагрузки.
По механическим свойствам проволоки – высшей марки В; первой марки I и второй марки II;
По назначению – грузо-людские (ГЛ), грузовые (Г), бензельные (Б), вспомогательные.
По виду покрытия поверхности проволок:
из светлой проволоки для лёгких условий эксплуатации (Л);
с тонким слоем цинкового покрытия для средних условий эксплуатации (С);
с цинковым покрытием средней величины для жёстких условий эксплуатации (Ж);
с толстым цинковым покрытием для очень жёстких условий эксплуатации (ОЖ);
с покрытием различными полимерными материалами.
По виду концевых креплений – неразъёмные и разъёмные.
Грузовые цепи
Сварные цепи – в качестве подъёмных на барабанах и талях, а также в качестве тяговых при ручном приводе.
Пластинчатые цепи – в качестве грузовых и тяговых совместно со звёздочками.
Концевые захватные элементы
Грузовые крюки – по форме разделяют на однорогие и двурогие, а по способу изготовления – на кованные и пластинчатые.
Грузовые петли – для строповки грузов больших размеров, могут быть коваными или составными из шарнирно-соединённых элементов.
Стропальные кольца – неразрезанные, круглые или овальные из стали круглого или прямоугольного сечения.
Карабины – разборные концевые элементы, удобные в эксплуатации, грузоподъёмностью от 0,5 до 2,5 т.
Серьги (подвески) – разъёмные элементы грузоподъёмностью от 2 до 5 т.
Съёмные грузозахватные устройства
Стропы – отрезки канатов или цепей, соединённые в кольца, или снабжённые концевыми захватными элементами, обеспечивающие быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов.
Траверсы – съёмные грузозахватные устройства, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов, предохранения их от воздействия сжимающих усилий. Подразделяются на плоскостные и пространственные.
Подхваты – грузозахватные устройства, рабочие органы которых располагаются непосредственно под грузом или проходят в монтажные петли, отверстия груза, или поддона. По конструкции различают лапчатые, вильчатые, коромысловые, подхваты-футляры.
Зажимные грузозахватывающие устройства
Клещевые захваты – имеют рычажную систему в виде клещей, свободные концы которых изогнуты по форме груза, или снабжены колодками, прижимаемыми к грузу для удержания его посредством сил трения.
Эксцентриковые захваты – у которых зажимным органом является эксцентрик, посаженный на вал так, что центр его смещён относительно геометрической оси вала на определённое расстояние, называемое эксцентриситетом. Бывают с односторонним и двухсторонним расположением эксцентриков.
Клиновые захваты – для строповки грузов с круглыми отверстиями путём использования распорных деталей в виде клиновых цанговых захватов.