Советы молодым педагогам




Семинар

«Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Трудностей в организации общения педагога с родителями воспитанников много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к дов ерительному, «душевному» общению.

Из чего же складывается успех общения?

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Советы молодым педагогам

Чтобы расположить к себе собеседника (родителя) нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

улыбка, имя собеседника, комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».

• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.

• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»:

«Я сам такой же, у меня то же самое! ».

Как можно реже употреблять местоимение «Вы…»

(Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»)

Чаще говорить «Мы»:

«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали! », «Нас всех

беспокоит, что дети… », «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание

наших с вами детей! »

Невербальное общение: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.

  • Хочется отметить, что более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т.д.).
  • Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных – расшифровать свои скрытые мысли.

Какую роль в структуре невербального общения играют позы и жесты?

Открытые, закрытые и зеркальные позы:

  • К закрытым позам относятся те, в которых мы используем скрещивание рук или ног или заслоняем часть нашего тела с помощью каких-либо предметов. Например, воспитатель держит двумя руками перед собой тетрадь, журнал посещаемости; сидит в позе нога на ногу со скрещенными руками на груди.
  • Открытые позы такие как: раскрытые, несжатые в кулак ладони, не скрещенные пальцы, руки и ноги дают возможность вам казаться более приветливыми и доброжелательными.
  • Зеркальные позы и жесты. Используя зеркальные жесты, т. е. копируя движения, позу партнера во время разговора, мы можем сообщить собеседнику о нашем с ним согласии. Но следует отметить, что зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель – подчеркнуть «присоединение» к собеседнику.

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие

напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья,

вызывающая интонация в голосе).

Дистанция и позиция

  • Общение с родителями, сидя или стоя за столом, будет препятствовать созданию доверительных отношений между собеседниками, т.к. стол будет выполнять функцию «барьера» общения.
  • Неверно выбранная позиция (расположение), когда педагог сидит на высоком стуле, а родитель – на «детском» стуле, провоцирует у родителей ощущение давления и превосходства со стороны педагога. Желательно, чтобы и педагог, и родитель сидели на стульях одинаковой высоты.
  • Планируя дистанцию общения педагога с родителями (расстояние между собеседниками), очень важно не вторгаться в его личное пространство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому.

Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1, 5 м.

Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения

  • Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного покроя, расклешенные юбки и т. д.).
  • Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в процессе общения.

Как правильно вести беседу.
- Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.

- Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
- Не прерывать высказывания собеседника

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Основные моменты:

  • Дайте собеседнику возможность выговориться
  • Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений («Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте наиболее важные высказывания
  • Не прерывайте собеседника
  • Не противоречьте
  • Задавайте вопросы

 

ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:

1. Говорите с родителями только о том, судить, о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать.

3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить? », «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки… ».

4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.

5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

6. Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

7. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания.

 

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…

- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять?. (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….

 

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные: - Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь

- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….

Нам очень нужна именно Ваша помощь…

- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…

У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая.

Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…

 

Как извиниться?

- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…

- Я прошу прощения, что так произошло…

- Прошу Вас меня извинить за то, что… надеюсь…

 

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Уважаемые коллеги! Давайте же работать так, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным!

Успехов Вам!

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: