Они необходимы для учёта номенклатуры, количества, сроков хранения или годности грузов и др.
Учёт может быть оперативным, когда информация поступает в реальном масштабе времени, и долговременным документальным, когда информация собирается за определённое время – сутки, месяц, год.
Оперативный учёт и технические средства его выполнения
Определяет:
размеры, объёмы массы;
количество единиц грузов, перемещаемых различными типами ПРС;
массы и объёмы грузов в различных транспортных средствах.
Технические средства для осуществления такого учёта отличаются:
принципом действия;
назначением;
конструкцией.
По принципу действия: дискретные и непрерывные технические средства.
К дискретным относятся вагонные, автомобильные, товарные, элеваторные и крановые весы.
К системам непрерывного действия:
конвейерные весы;
приборы для подсчёта единиц,
массы, объёма грузов, перемещаемых конвейерами непрерывным потоком;
жидких (наливных), транспортируемых трубопроводами;
измерение массы грузов в резервуарах, силосах, бункерах.
Различают два класса измерительных систем: аналоговые и цифровые.
Аналоговые оперируют сигналами, представляющими собой непрерывно поступающее напряжение или силу тока, уровень и характер изменения которых моделирует измеряемую величину.
В цифровых системах снимаемый с датчиков непрерывный сигнал преобразуется в ряд дискретных значений и прибор выдаёт информацию об измеряемом параметре в виде ряда его последовательных значений.
В вычислительном блоке таких измерительных систем используют микропроцессоры.
Цифровые системы отличаются высокой надёжностью, помехоустойчивостью и высокой точностью измерения. Для получения показателей используют различные датчики:
тензометрические;
индуктивные;
ёмкостные;
пьезоэлектрические
электромеханические;
оптические и др.
Измерительные системы непрерывного действия:
конвейерные автоматические весы;
объёмные расходомеры;
счётчики кубатуры лесоматериалов;
определение верхнего и нижнего уровней груза;
наличие груза в ёмкости;
число транспортируемых пакетов и их габариты.
Планирование перевозок. Время
При планировании перевозок в интересах рациональной организации ПРР и сокращении продолжительности простоя в пунктах погрузки и выгрузки грузов следует рассматривать время простоя tпр. в совокупности следующих элементов:
время ожидания;
времени маневрирования;
времени, затрачиваемого непосредственно на погрузку и разгрузку;
времени на оформление документов.
Время ожидания (tож) – вызвано неподготовленностью ПРР или является следствием недостаточной пропускной способности погрузочно-разгрузочного пункта.
Время маневрирования (tман) – возникает при необходимости маневрирования АТС на погрузочно-разгрузочной площадке из-за ограниченности ее размеров, неудовлетворительного состояния его подъездных путей, неудобном расположение складов.
Время собственно погрузки и разгрузки (tп.з .) и (tр .) – соответствует продолжительности технологического процесса ПРР. При выполнении работ механизированным способом в основном зависит от типа ПРМ. Если все, или часть операций выполняются вручную, то на длительность будет оказывать влияние количество рабочих и их квалификация.
Время оформления документов (tдок) – затрачивается на заполнение путевых листов, товарно-транспортных накладных. Необходимо стремиться, чтобы оформление документов происходило одновременно с погрузочно-разгрузочными операциями.
Простои, связанные с операциями погрузки и разгрузки, не должны превышать нормативов, регламентированных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (время погрузки – tп.н. и разгрузки – tр.н. ).
На каждый заезд автомобиля в промежуточном пункте погрузки и разгрузки устанавливается дополнительная норма времени 9мин, а при погрузке и разгрузке грузов, требующих пересчета, предельные нормы увеличиваются еще на 25%.
Превышение нормы на погрузку и разгрузку грузов, доставленных автомобилями, не допускается. За сверхнормативные простои заказчик автомобилей уплачивает автотранспортному предприятию штраф. Основные пути сокращения времени простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой:
внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
полная замена ручного труда работой грузоподъемных машин и механизированных комплексов; обеспечение работы автомобилей по часовым графикам (по принципу «точно в срок»);
широкое внедрение централизованных перевозок грузов с оперативным диспетчерским руководством работ автомобилей на линии;
предварительная подготовка (до прибытия автомобиля) груза, оформление товарно-транспортной накладной, пломбирование загруженных заранее контейнеров и т.д.
Вопросы для самопроверки
1. | Общая методика выбора погрузочно-разгрузочных средств. Требования к выбираемым машинам и механизмам |
2. | Выбор технической характеристики погрузчика (семь факторов) |
3. | Вспомогательные погрузочно-разгрузочные средства. Назначение. Классификация |
4. | Средства для облегчения погрузки-разгрузки. Виды. |
5. | Средства для повышения степени механизации погрузочно-разгрузочных работ. Виды. Классификация |
6. | Средства для учета и контроля грузов. Виды учета грузов. Классификация средств для учета. |
7. | Планирование перевозок. Время |