Проблема атрибутов бытия




РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Соотношение бытия и небытия в философии»

 

 

Выполнила студентка

группы

института ИСиКТ

Ф.И.О.

Проверил преподаватель:

к.и.н.. доц. Кирмикчи В.И.

 

 

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... 3

1.Понятие бытия..................................................................................... 4 2.Проблемы атрибутов бытия.................................................................................... 6

3.Бытие и небытие.................................................................................. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................... 11


 


ВВЕДЕНИЕ

Многие люди задаются вопросами: как возник человеческий мир, что ему предшествовало, благодаря чему он стал возможным? Что представляет собой реальный предмет, реальный мир? Каково его бытие? Мы, конечно, уверены в том, что бытие есть, но на чем основывается подобная уверенность? И что такое "бытие”?

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Философское осмысление мира осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий. Важно учитывать, что философские категории не являются неизменными, застывшими понятиями, так как в ходе процесса общественного познания их содержание развивается. Многие философские категории взаимообусловлены [6, с. 5].

Самыми общими понятиями онтологии (учение о бытии, включающее вопросы о том, каково происхождение мира; каковы универсальные связи мира; каковы основные характеристики и законы мира) являются категории «бытие» и «небытие».

 

1. Понятие бытия

Еще Аристотель определил, что «Задача философии в познании всеобщего. Её предмет – первые начала и причины бытия» [1, с 407]. Таким образом, категория бытия – фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.

Бытие – интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование.

По способу существования бытие разделяется на два мира:

1) мир физических состояний (материальный, природный);

2) мир психических состояний (сознание, духовность.)

Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель – субъект).

Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой – один из основных вопросов философии

Понятие бытия – самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму – самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает лишь одной стороной любой вещи [4, с. 205]. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его совокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая достоверность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным. Однако «то, что известно, – писал Гегель, – ещё не есть, поэтому познанное». Когда-то человек не знал, что в состав бытия надо включать электромагнитное поле, «чёрные дыры» (коллапсары), кварки и т.д. Когда факт их наличия был установлен, приступили к главному - изучению их природы. В этой связи философский анализ бытия не может быть сведён лишь к обобщённому описанию разных типов наличной реальности – будь то неживая природа от микромира до мегамира, живая природа от живой клетки до биосферы, общество в системе всех его составных элементов, человек и ноосфера, человеческое познание во всех его формах проявления.

Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком [2, с. 106].

Однако множество вещей произведены людьми. Это "вторая природа", которая соединяет в себе материал "первой природы" и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилизационная.

Анализируя "бытие человека", его надо отличать от "человеческого бытия". Бытие человека - это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие - это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

Индивидуализированное духовное бытие - это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

Бытие социального, или общественное бытие – это: материальная жизнь людей; те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; материализация семейных, национальных и других отношений [3, с. 342].

Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также - это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия - одна из самых главных в философии.

 

Проблема атрибутов бытия

Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий, атрибутов. Категории - это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки. В философии категории - это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности (бытия), которая дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них. Свойства материи, без которых она не может существовать, называются атрибутами [2, с. 108]. Бытию присущи такие атрибуты, как движение, пространство, время, отражение, системность, развитие, которые могут быть абсолютными или относительными и неразрывно связаны между собой.

Мир находится в постоянном движении. Движение – это способ существования сущего [4, с. 532]. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий

Движение неповторимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя.

Слово "бытие" в философии заключает в себе существенно иной смысл, нежели в нашей обыденной речи, в которой оно употребляется весьма редко. В основном тогда, когда хотят подчеркнуть особую значимость или "высокий стиль" высказывания. В чем же заключается дополнительный к обычному, философский смысл понятия "бытие"?

Начнем с философа элейской школы Парменида. Расцвет его творчества приходится на 69-ю олимпиаду (504-501 до н.э.). Именно он впервые ввел в философию категорию бытия. Парменид отмечал, что главный признак бытия состоит в возможности его мыслить [1, с 550]. Выделим другие основные характерные признаки бытия:

1) Бытие – самая своеобразная из философских категорий; ее нельзя дедуцировать;

2) Бытие – противоположно категории "небытие", которое Демокрит называл "пустотой", из которого всемогущий Бог сотворил "нечто", т.е. Землю и весь мир;

3) В отличие от бесструктурного небытия, бытие имеет свою структуру.

Противник Парменида Гераклит основное внимание уделяет движению. Мир для него - это космос, не созданный никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Вечность мира, вечность бытия для Гераклита столь же несомненна, как и для Парменида. Само движение он рассматривает как результат взаимоперехода противоположностей. Бытие и небытие неразрывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое. Из главы, посвященной истории философии, известно, что древнегреческие философы в качестве основы всего принимали, как правило, четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь. Того же мнения держался и Гераклит, хотя и ставил на первое место огонь. Однако сами эти элементы он рассматривал не просто как сосуществующие, а как переходящие друг в друга. Бытие одних определяется через переход в небытие других. "Смерть земли – рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, смерть воздуха – рождение огня и обратно".

Развивая материалистическую философию Левкипп и его ученик Демокрит постарались преодолеть противоречия в учение о бытие и разработали концепцию атомизма. Все видимые тела складываются из атомов. Они утверждают, что бытие нисколько не более существует, чем небытие, так как и пустота не менее реальна, чем тело. В дальнейшем атомизм возрождается в философии Нового времени.

Единый в своей материальности космос прежних философов был в корне преобразован Платоном (427-347 до н.э.). Бытие материи это, по Платону, скорее небытие, так как оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. Все перевернулось в философии Платона [1, с. 377]. Материя, тождественная с бытием у более ранних философов, была сведена до уровня небытия. А истинно сущим бытием было объявлено бытие идей. И, наверное, можно было бы высоко оценить его заслугу в выделении мира идей, если бы он не отделил его от человека и не перенес бы на небо.

 

Бытие и небытие

Все конкретные формы существования материи, например, самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы долго оно не продолжалось, приходит к концу и переходит в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия [5, с. 308]. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уже нет или еще не стало, а может, и никогда не станет.

Специфика категорий «бытие» и «небытие», их уникальность и универсальное значение состоят в том, что в различных языках, где определяется их философский смысл, они являются отглагольными понятиями, то есть образованы от глагола «быть» (или его отрицания) и указывают на наличие или отсутствие чего бы то ни было, а не на само «что-то».

Так, в древней индийской философии бытие (сат) – это Абсолют, небытие (асат) – непознаваемый хаос, а физический мир (майя) рассматривался как материальное воплощение бытия, т.е. иллюзия. В даосизме предполагалось, что бытие и небытие порождают друг друга. По мнению Лао-Цзы над всем миром простирается вечная, неизменная, бесформенная тьма, порождающая свет. Эта бесконечная пустота (дао) порождает на Земле все существующее, наделяя его жизненной силой [6,с. 8]. Для Левкиппа и Демокрита бытие – это совокупность материальных атомов, а небытие – пустота [1, c. 321]. Для Платона бытие представляет собой сверхчувственный мир идей, небытие выступает как бесформенная материя, а наш физический мир – это специфическое порождение взаимосвязи бытия и небытия [1, c. 371].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего изложенного логически следует вывод, что поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был для философии некой интеллектуальной самоцелью. Он всегда движим острейшей практической и мировоззренческой потребностью: уяснить место человека в мире, величие и ответственность человеческих деяний, найти "земные" основы такого величия, земные же условия и пути его достижения.

Форма организации материи, к которой принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием как духовным регулятором жизнедеятельности. Данное обстоятельство послужило источником идеалистических представлений о субстанциальной основе человека и окружающего его мира. В процессе развития представления философов о бытии человека и мира пришли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но изыскания еще не завершены, поскольку нет одного, точно определенного, всеобъемлющего представления о том, что же такое реальность, жизнь, бытие.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: