ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ




 

Положительные результаты приватизации связаны, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70% ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

О появлении тенденции улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.

Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления и с условиями макросреды, в которой она функционирует.

Сравнение с практикой других стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России, результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности прошёл в России с весьма относительным успехом.

К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести следующие аспекты:

Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).

Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные процедуры приватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).

Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.

Из-за отсутствия финансовых средств у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом в интересах директоров и государственных чиновников.

При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

В конце декабря 2009 года Правительство РФ одобрило прогнозный план приватизации федимущества на 2010 г и основные направления приватизации на 2011-2012 гг.

В план приватизации на 2010 г включены пакеты акций 449 АО, от продажи которых планируется выручить 17 млрд. руб. из них 444 АО - не очень большие предприятия, за акции которых планируется выручить до 5 млрд. руб. Также в перечень включены пакеты акций 5 крупных АО с прогнозной стоимостью продажи на сумму более 500 млн. руб. В их числе ТГК-5, Росгосстрах, Московский метрострой.

Кроме того, около 1 млрд. руб. в следующем году планируется выручить от продажи некоторых объектов казны.

На 2010 г подготовлен перечень из 28 предприятий, входящих в перечень стратегических, пакеты акций которых также могут быть выставлены на продажу в случае одобрения этого решения президентом. Продажи этих пакетов позволят привлечь дополнительно в бюджет 54 млрд. руб. таким образом, доходы от приватизации федерального имущества в 2010 г, по предварительная оценке, составят около 72 млрд. руб.

Правительство решило вернуться к практиковавшемуся в 1990-е гг. способу покрытия бюджетного дефицита и намерено заняться распродажей долей государства в различных компаниях. Инициатором предложения выступило Министерство финансов, о подробностях плана рассказали в интервью российским СМИ источники в ведомстве.

В 2011 - 2013 гг. в Минфине надеются получить за счет продажи акций десятка компаний около 900 млрд. рублей. Так, в 2010 г. ожидается сбыт активов на 298 млрд. руб., в 2012 г. - на 276,1 млрд. руб., в 2013-м - на 309,4 млрд. рублей. В списке организаций, доли в которых решило сбыть государство, числятся такие крупные компании, как "Роснефть", Внешторгбанк, Сбербанк и "Российские железные дороги".

В план, предложенный министерством, включена продажа 27% акций "Транснефти" (сейчас доля государства составляет 78,1%), 24,16% акций "Роснефти" (сейчас - 75,16%), 25% минус одна акция - "РЖД" (100%), 9,3% - "Сбербанка" (60,3%), 24,5% - ВТБ (85,5%), 28,11% - "ФСК ЕЭС" (79,11%), 9,38% - "РусГидро" (60,38%), 49% - АИЖК (100%), 49% - Россельхозбанка (100%), 25% минус одна акция - Совкомфлота (100%).

Стоит отметить, что многие из продаваемых активов ранее входили в число стратегических. Однако в июне президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому чисто стратегических предприятий в РФ сокращается в пять раз. Впрочем, окончательно отказываться от контроля над компаниями в Белом доме не намерены: инициатива предусматривает, что за государством и после продажи части акций останется контрольный пакет.

Рыночная стоимость продаваемой государством доли значительно выше. Если исходить из текущей биржевой и оценочной стоимости активов, которые Минфин планирует к продаже, сумма может быть существенно больше. Каким именно образом Минфин посчитал суммы, которые они планируют привлечь от продажи, не понятно, только пакет Роснефти при текущей капитализации компании будет стоить более 500 миллиардов рублей".

Пакет акций Сбербанка при текущей капитализации может стоить 160 - 170 миллиардов рублей, пакет ВТБ - более 200 миллиардов рублей. Только эти три компании полностью перекрывают план Минфина по объемам привлечения средств. Если оценить и остальные пакеты, то можно сделать вывод о том, что Минфин планирует продавать компании с дисконтом до 50%. Чем объясняется столь скромная оценка Минфина, сказать достаточно сложно, возможно, это обусловлено традиционным пессимистичным подходом министерства к планированию.

Предложение Минфина приватизировать часть госпакетов десяти крупных банков и компаний пока не вызвало отклика у предлагаемых к продаже, хотя многие из них ранее обсуждали такую возможность. Опрошенные РИА Новости эксперты перспективы новой волны приватизации оценили позитивно - по их мнению, желающие приобрести кусочек "Роснефти" или Сбербанка непременно найдутся, и государству удастся за три года получить ожидаемые 883,5 миллиарда рублей допдоходов, а то и больше.

Другим плюсом от реализации этой меры станет улучшение имиджа России в глазах зарубежных инвесторов - в частности, благодаря сокращению госучастия в стратегических секторах экономики, в том числе нефтяном.

Масштабная приватизация 1990-х годов в начале этого века фактически сошла на нет. Пожалуй, единственным значимым исключением стала электроэнергетическая отрасль, в которую в результате реформы РАО ЕЭС уже в 2000-х годах пришли частные инвесторы. Вместе с тем, при сравнительно небольших объемах размещения шуму наделали "народные" IPO Сбербанка, ВТБ и "Роснефти".

Приватизировать по максимуму

Минфин внес в правительство предложение по продаже в 2011-2013 годах части госпакетов акций десяти крупных госкомпаний и банков - контроль над ними государство сохранит за собой.

Как сообщил РИА Новости источник в министерстве, в проект плана приватизации включена продажа части госпакета "Транснефти", "Роснефти", Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка, АИЖК, РЖД, "Совкомфлота", ФСК ЕЭС и "РусГидро". Пока окончательное решение по предложениям Минфина не принято.

Приватизация госсобственности - один из способов пополнить доходную часть бюджета РФ, наряду с внешними и внутренними заимствованиями и повышением ряда налогов. Ранее российские власти отмечали необходимость активизации работы по сокращению госсобственности. В обнародованном в июне бюджетном послании президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству представить ему соответствующие предложения, включая крупные инвестиционно привлекательные активы.

В том же месяце он подписал указ о сокращении числа стратегических предприятий в РФ в пять раз. Позднее помощник главы государства Аркадий Дворкович уточнил, что приватизированы могут быть и отдельные пакеты акций тех, кто остается в этом списке.

По ранее сделанной оценке Минэкономразвития, с учетом исключенных из списка стратегических предприятий приватизация госсобственности может в текущем году принести в бюджет РФ 72 миллиарда рублей. В кризисном 2009 году от приватизации планировалось получить 12 миллиардов рублей, на том же уровне находился и план-2008.

Для ускорения процесса Минэкономразвития подготовило список из более 10 банков, которые станут консультантами по приватизации, а Росимущество предложило продавать госсобственность в рассрочку и в кредит.

Если предложения Минфина будут реализованы, доходы от приватизации госсобственности значительно превысят даже самые оптимистичные оценки Минэкономразвития. Согласно инициативе ведомства, приватизация принесет в бюджет 2011 года 298 миллиардов рублей, 2012 года - 276,1 миллиарда рублей, 2013-го - 309,4 миллиарда рублей. В целом допдоход за трехлетку составит 883,5 миллиарда рублей.

По оценке опрошенных РИА Новости экспертов, это вполне реальная, и даже где-то консервативная цифра. "Скорее всего, Минфин решил подстраховаться и подойти сдержанно к оценке этих активов, чтобы таким образом выполнение этих ориентиров было более надежным".

По мнению Орловой, приватизация не является сейчас насущной необходимостью для России - вполне можно и дальше увеличивать долговую нагрузку. Поэтому она может произойти, лишь если конъюнктура сложится удачная. "У меня пока восприятие, что список компаний для приватизации - это некий запасной выход, потому что приватизацию обычно задействуют, когда все возможности привлечения долговой нагрузки исчерпаны", - сказала аналитик.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы отметить, что сравнение с практикой других стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности идет в России средними темпами и с относительным успехом.

В большинстве переходных экономик игнорировался опыт таких стран, как Франция, Великобритания или Италия, где в ходе развития рыночных систем приватизационные процессы сменялись процессами национализации. Во всех случаях эти решения были призваны обеспечивать эффективное функционирование предприятий и национальной экономики в целом. Программы приватизации для всех отраслей и компаний тщательно готовились и не менее тщательно контролировалось их реализация. Для этих целей разрабатывалось законодательство не только о разгосударствлении собственности, но и ее "деприватизации" в случае неэффективного использования, поскольку частная собственность - это не столько право на получение выгоды (в виде присвоения конечного результата), сколько определенное поведение, ответственность за развитие и созидание, способность к воспроизводству за счет собственных ресурсов. В некоторых случаях национализация выполняла корректирующую роль, если в ходе приватизационных процессов возникали непредвиденные провалы рынка.

Этот мировой опыт обязательно должен учитываться при совершенствовании и преобразовании экономики России.

Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. На это есть много своих причин, но как мне кажется, основными негативными моментами приватизационного процесса в Российской Федерации были:

Слабая, а иногда и просто недостаточная законодательная база проводимого процесса, неоговоренность возвращения собственности её первоначальному владельцу, в случае её не рационального использования.

Формальные гарантии прав трудящихся, но не исполнение их на практике на не государственных предприятиях.

Не использование на начальном этапе приватизации огромных по своим масштабам денежных средств в реальном секторе экономики, а простое их разворовывание.

Лоббирование крупными финансовыми группами выгодных им политических решений.

Малая информированность населения о ходе приватизационного процесса и о его задачах в целом.

Не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.

Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.


Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

2. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004).

. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2006. №1184-р «О прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2007г. и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2007-2009 гг.».

. Закон № 178-ФЗ о «Приватизации государственного и муниципального имущества» принятый Государственной Думой 30 ноября 2001 года.

. Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1.

. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия. Вопросы экономики. 2004.№ 6.

. Глазьев С.Ю. Выступление на II форуме «Социальная ответственность и приватизация».

. Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. - М.: Наука, 2006. - 234 с.

. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации на 1992 год // Российская газета, № 156, 09.07.1992.

. Иванов В.Н. Приватизация: итоги и перспективы (по результатам одного исследования) // Социол. исслед. - 2010. - N 6. - С.48-59.

. Приватизация: Глобальные тенденции и национальные особенности: сб. ст. / под ред. Виноградова В.А. - М.: Наука, 2006. - 854 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: