В работе с трудным подростком необходим комплекс целенаправленного социально -педагогического воздействия.
С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и подростка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации подростка.
Кроме методов в социально - педагогической деятельности, широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально- педагогической ситуации, мотивом поведения подростка, умение ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые они имеют в запасе.
|
Средство является наиболее широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом, для достижения какой то цели. В качестве средств социальнопедагогической деятельности могут выступать природа, произведение искусства, книги, средства массовой информации и многое другое.
Наиболее широко в работе с трудным ребенком используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.
Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлениях о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний представлений о них. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведение ребенка, что способствует формированию убеждений.
Убеждения - твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувство и воля подростка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу.
|
Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности ребенка, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. При убеждении, социальный педагог воздействует на сознание, волю и чувства ребенка.
Органическая часть убеждения - это требование, без которого не возможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о
правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочные, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста, инее делай этого иначе ты огорчишь родных и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизанной гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению, они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки
ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально — педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед ребенком задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.
|
Убеждение может реализовываться через такие методы в педагогике; как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица социального педагога. И тот и другой метод используются, для того чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ, используемый при работе с детьми не продолжителен, основан на ярких примерах фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, добро, зло, дружба, товарищество).
Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использование этих методов играет, выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт данного ребенка, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа - это вопрос ответный метод. Искусство социального педагога появляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких - либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы - проблемы, на которые должны дать ответ сами дети.
Для трудных подростков используется диспут - метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения подростков на этические понятия, противоречивость в оценки разных форм поведения. Поэтому необходимо учить подростков аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему, роль социального педагога при проведении диспута внешне сводится к руководству им, оперативном}' направления хода диспута, обобщению и анализу высказываний подростков, подведению итогов. Положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой подросткам, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения.
В конечном итоге убеждение - это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Однако их действенность определяется потому, насколько сформированы у подростков или детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется.
Любое явление, действия друзей, взрослых ребенок оценивает через призму своего опыта.
В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение - широкое понятие, оно состоит из более узких - поступков, а поступок выражается в действии.
Всякое действие и состояние становится поступком, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности. Если характеризовать отдельно взятый поступок, в нем можно выделить два элемента: первый составляет его внешнюю сторону и выражается в действии, второй - внутреннюю и выражается в целях, намерениях и мотивах, проявляющихся в отношении личности к обществу и другим людям.
Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и повторений.
Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек.
Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правила ее выполнения, возбуждение потребностей и стремление выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки предъявление требований, напоминание на выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. В начале мы формируем умения, затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку.
Среди социально - педагогических методов особую группу составляет методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Отношение к этим методам воспитания в разные периоды развития отечественной педагогической мысли было разное: от необходимости применения наказаний (в том числе и физических наказаний в школе) до полного их отрицания.
Вся история социально - педагогической мысли свидетельствует о том, что методу коррекции (поощрение и наказания) - сложнейшие способы воздействия на личность подростка Законом РФ «Об образовании» запрещено физическое и психическое насилие над ребенком, иначе педагог лишается быть им. Однако эти методы пока еще находят широкое распространение, как в деятельности педагогов, так и социальных педагогов. Чтобы использовать их в практической деятельности, необходимо представлять их природу.
Поощрения и наказания направлены к одной цели - формировать определенные нравственные качества поведения и характер ребенка. Но достигается эта цель различными путями: поощрение выражает одобрение действий и поступков, дает им положительную оценку, наказание осуждает, неправильные действия и поступки, дает им отрицательную оценку.
Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка.
Существуют некоторые правила успешности применения этих методов, которые необходимо знать социальному педагогу; поощрение и наказания должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок; они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком: поощрение и наказание требует уважительного отношения к ребенку, частое их применение к одному и тому же ребенку создает дополнительные трудности в работе с ним; в практической деятельности социального педагога должны применяться разнообразные виды этих методов.