Тема: Театрализация детской песни
Цель: Способствовать выработке у студентов умения самостоятельно подбирать и работать с литературой по обозначенной теме, осмысливать её. Составить конспект театрализации детской песни (по выбору студента)
Теоретический блок
Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает инсценирование песен. По существу они являются небольшими сюжетными играми, в которых последовательно, эпизод за эпизодом раскрывается содержание. Дети, выучив песню, осознав происходящее, владея мимикой и пантомимикой, выразительной интонацией, включаются в театрализацию песен.
Необходимо помнить, что не всякую песню можно использовать в театрализации.
Только песню:
-Где есть герои;
-Где есть действие;
-Где есть кульминация;
-Где есть разрешение кульминации.
Внесение ярких атрибутов, масок может привлечь детей к театрализации выученной песни. Театрализация требует продумывания действий детей и героев песни: что дети будут делать по ходу исполнения песни, продумывание мизансцен.
Инсценирование песен удобно проводить в летнее время на прогулках и на музыкальных занятиях на воздухе.
Перед исполнением в движении содержания песен педагог читает текст песни, или поет ее, если она преподносится детям впервые. Затем предлагает детям исполнить все, что он будет петь. Иногда перед инсценированием песни, хорошо показать детям картинки, соответствующие ее содержанию. Инсценирование песен можно проводить в виде спектакля.
Например: организуя работу по инсценированию песни "Пловцы" (муз. А.Лазаренко, слова И.Кульской в переводе с украинского ЛТитовоЙ), педагог говорит: "Дети, внимательно слушайте стихи, которые рассказывают о том, как маленькие утята учились плавать. (Читает текст песни). А теперь послушайте, как об этом рассказывает музыка. (Поет песню с музыкальным сопровождением). Показывает картинки с изображением маленьких утят и веселых лягушат и говорит: "Сейчас мы с вами все, о чем рассказывалось в песне, покажем в движениях. Посмотрим, кто внимательно умеет слушать музыку и слова песни!
|
Представьте себе, что вы уже не дети, а веселые озорные лягушата и совсем маленькие, еще очень неуклюжие утята, которым так хочется скорее пробраться к воде. Кто хочет быть лягушатами? А кто — утятами? (Помогает детям распределить роли.) Где же у нас живут утята? Откуда они к речке пойдут? А где будут жить лягушата? Где речка? (Помогает детям разместиться в разных местах комнаты.)
Как только отзвучит вступление к песне, сразу же начнем наш маленький спектакль, будем поочередно — то утята, то лягушата— выполнять те движения, о которых рассказывают музыка и слова песни".
Педагог проводит инсценирование песни. По окончании оценивает исполнение детей. Хвалит лучших исполнителей. Проводит инсценирование еще раз. В дальнейшем инсценирование этой уже знакомой песни можно проводить лишь по названию. При этом желательно привлекать детей к самостоятельным распределениям ролей, к показу инсценирования по подгруппам с оценками выразительности действий и их согласованности с характером музыки и текстом песни самими детьми. Это как маленький спектакль-игра, в котором ребенок проявляется со всех сторон, и где используются все виды музыкальной деятельности.
|
О.П.Радынова объясняет, что ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств и, если он владеет необходимыми двигательными навыками. Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать её, показать в разнообразных движениях персонажей: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии. Свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример ещё раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общался с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и композиций.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Начинать желательно с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий –народные («Где был, Иванушка?», обр. М.Иорданского; «Две тетери», рус. нар. песня; «Как на тоненький ледок», рус. нар. мелодия)
Методы и приемы при подготовке к театрализации детской песни:
-Наглядность;
-Художественное слово;
-Практический метод, упражнения.
-Ролевые этюды;
-Слушание;
-Беседа о сюжете и смысле песни;
-Пение песни по ролям, по фразам.
Практический блок.
Привести примеры 1-2 песен на каждую возрастную группу детей дошкольного возраста, подходящих для театрализации.
Обосновать выбор.
КСР
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности
Возрастная группа:
Вид деятельности: Музыкально – исполнительская деятельность детей. Музыкально- игровое творчество.
Тема занятия: Театрализация детской песни
Образовательная область – художественно – эстетическое развитие
Задачи:
Интеграция образовательных областей:
Планируемый результат