Занятие 3.
Тема Логическое мышление и логика.
Цель: развитие логического творческого мышления подростков.
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!
Что такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос сначала постараемся ответить на вопрос - Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Если слово логика использовать как термин, то это наука о рассуждении, искусство рассуждения. Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Нужно ли нам в повседневной жизни логическое мышление? Конечно! Например, герой романа Артура Конана Дойля - Шерлок Холмс, использовал дедуктивный метод, а ведь дедуктивный метод основан на логическом мышлении и логических выводах! Секрет многих удачливых людей ни в образовании, ни в обширных связях. К высокому успеху их привело умение мыслить логически, анализировать свои действия. Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество и будет создавать. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Например, однажды у Эйнштейна спросили: «Чем гениальный человек отличается от обычного?». И Эйнштейн ответил: «Если обычный человек будет искать иголку в стогу сена, то он, найдя ее, прекратит все поиски, а гениальный человек будет продолжать искать и вторую иголку, и третью, и даже четвертую и пятую». Логично говорил Эйнштейн? - конечно логично. И мыслил также - логично.
Почему большинство людей мыслят стандартно и шаблонно? А ответ на этот вопрос очень прост. У них не развито логическое мышление и логика.
|
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением.
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Как стандартные логические задачи головоломки, так и нестандартные. Это одновременно развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.
Многие игры, задачи и головоломки развивают логическое мышление. К ним можно отнести квесты. Квесты помимо логического мышления развивают еще и находчивость. Стратегии развивают логику, и в меньшей мере находчивость. Различные головоломки очень хорошо развивают логическое мышление.
Давайте проверим вашу логику.
Цель; Развитие мышления
Задачи на соответствие
«Друзья»
На одном заводе работали три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер. Он - самый младший из друзей. Семенов, женатый на сестре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.
Ответ:
Из условия сразу же следует, что слесарь - не Борисов и не Семенов, так как у Борисова есть сестра, а Семенов - не самый младший из трех. Следовательно, фамилия слесаря - Иванов. Семенов - не токарь. Значит, он сварщик. А Борисов - токарь. Вот и все решение.
«Трое с одной улицы»
|
Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на нашей улице. Один из них — столяр, другой — маляр, третий — водопроводчик.
Недавно маляр хотел попросить своего знакомого столяра сделать кое-что для своей квартиры, но ему сказали, что столяр работает в доме водопроводчика.
Известно также, что Федоров никогда не слышал о Давыдове.
Кто чем занимается?
Ответ:
Начнем решение с анализа факта: «Федоров никогда не слышал о Давыдове». Сопоставляя его с другими данными, можно сделать вывод, что Федоров — не маляр, так как маляр знает столяра и слышал о водопроводчике. Столяр, в свою очередь, знает маляра и знает водопроводчика, так как работает у него в доме. Следовательно, Федоров и не столяр. Остается единственно возможный вариант: Федоров — водопроводчик. А так как водопроводчик, несомненно, знает столяра, работающего у нег в доме, то Давыдовым может быть только маляр. Следовательно, Кондратьев — столяр.
«Поездная бригада»
Поездная бригада состоит из кондуктора, проводника, машиниста и помощника машиниста. Их зовут Андрей, Петр, Дмитрий и Трофим.
Дмитрий старше Андрея.
У кондуктора нет родственников в бригаде.
Машинист и помощник машиниста — братья. Других братьев у них нет.
Дмитрий — племянник Петра.
Помощник машиниста — не дядя проводника, а проводник — не дядя машиниста.
Кто в качестве кого работает и какие родственные отношения существуют между членами бригады?
Ответ:
Так как у кондуктора нет родственников в бригаде, а Дмитрий — племянник Петра, кондуктор не может быть ни Дмитрием, ни Петром. Нетрудно также сделать вывод, что один из братьев должен быть либо Петром, либо Дмитрием. Иначе в бригаде окажутся две пары родственников, что противоречит условию: «У кондуктора нет родственников». Итак, машинист, его помощник и проводник — родственники. Разберемся в характере их связей. Тут могут быть 2 варианта. Либо проводник Петр приходится дядей и машинисту и его помощнику, либо проводник Дмитрий является племянником одного из братьев и сыном другого. Первый вариант не годится, так как по условию проводник — не дядя машиниста. Остается второй. Учитывая, что помощник машиниста — не дядя проводника, мы можем сделать вывод, что дядей проводника является машинист. Следовательно, машиниста зовут Петром, а проводника Дмитрием. Нам известно, что Дмитрий старше Андрея. Значит, помощник машиниста Андреем быть не может (иначе сын окажется старше отца). Итак, помощник машиниста — Трофим, а кондуктор (мы пришли к этому методом исключения) — Андрей.
|
Обсуждение. Какие задачи понравились больше всего? С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания и почему?Что вы собираетесь делать, чтобы и дальше самостоятельно развивать свое логическое мышление и логику?