Учет возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста.




Принципы отбора литературных произведений для чтения детям среднего дошкольного возраста

Воспитателю дошкольного учреждения необходимо хорошо знать русский и зарубежный фольклор, русскую и зарубежную детскую литературу и детское чтение, а также иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку. Быть компетентным в вопросах детской литературы и книгоиздательства. В своем труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, и строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великим духовными требованиями».

«На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает и то время, в которое живет читатель. Его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения ребенку необходимо думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности».

При отборе литературы для детей среднего дошкольного возраста необходимо исходить из следующих принципов: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

Учет возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.

Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие особенности, как оригинальность и произвольность.

Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. В речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др. В то же время следует обращать внимание на быструю утомляемость и недостаточное развитие фонематического слуха.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти. Дети запоминают по 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: Начинает развиваться образное мышление, развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

1. Доступность

2. Наглядность

3. Занимательность, динамичность сюжета;

4. Воспитательная ценность произведений.

Доступность – это когда ребенок понимает текст и содержание произведения. И в то же время книга должна быть интересна детям. При выборе литературы воспитатель должен учитывать соответствие выбранной литературы психологическому и интеллектуальному развитию ребенка.

Наглядность – это ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей, затрудняющих восприятие. Ярко иллюстрированные книги очень нравятся детям. Красочные иллюстрации дают возможность понять, о чем говорится в книге. Некоторые дети разглядывая картинки начинают придумывать продолжение сказки или рассказывать свои истории. К.Д. Ушинский писал: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка… Детская природа ясно требует наглядности» При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображен животных, людей, предметного мира максимально реалистично. Желательно при выборе литературы выбирать те книги, где есть портрет автора. Рассматривание портрета поможет детям настроиться на восприятие произведения.

Занимательность и динамичность сюжета - Динамичное развитие событий в отобранных произведениях и увлекательность сюжета является существенным. Воспитательная ценность произведения – это позитивное воздействие текста на ребенка и формирование у него нравственных качеств. Литературный материал для чтения детям должен быть высокохудожественным, тогда воспитательное воздействие произведения будет более действенным и результативным. Частое чтение литературных текстов, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира. Учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Литературоведческие принципы:

Наличие в КДЧ всех видов литературы: проза, поэзия, драма;

Наличие малых жанров фольклора: детские песенки, потешки, художественная литература;

Разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, пестушки, небылицы перевертыши) так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, рассказы).

Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. Историко-литературные принципы: Читательский кругозор ребенка необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Также можно использовать современную детскую литературу прошедшую читательский отбор. Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены темы: тема детской игры игрушки; тема природы, животного мира, тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные. Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. «Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый подбирающий литературу для чтения детям, обязан, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее».

Следует, также помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно. «В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально, говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу».

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто-нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были». Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, А.А.Блока, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, В.Д.Берестова, И.Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э.Успенского, С.Козлова, А.Л.Барто, Е.Благининой. Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К.Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л.Толстого («Для детей» и «Азбука»).

Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н.Носова «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса». Детям этого возраста по плечу сказки Г.Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», бр. Гримм «Бременские музыканты». Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке- картинке «Приключение Пифа». На сказке Киплинга «Слоненок». Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е.Чарушина, многие издания произведений В.Бианки и В.Сладкова. Если говорить об изданиях фольклора, то они обогатились сборниками загадок и пословиц. К их числу можно отнести сборник загадок «Умный Иван, Жар-птица и Золотое зерно». Что касается сборника сказок, то среди множества других можно выделить красочную переводную книгу «Сокровища волшебных сказок» и сборник «Золотая книга лучших сказок мира». Из поэтических произведений в домашней библиотеке для дошкольников следует иметь прежде всего произведения поэтов классиков – А. С. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Майкова, И. Бунина, А. К. Толстого. Рядом с поэтическим наследием К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, С. Михалкова, В. Маяковского, А. Барто на книжной полке дошкольников должны стоять сборники стихов С.Черного, Д.Хармса, Т.Собакина, М. Бородицкой, Р. Махотина, М. Яснова. Очень важно, чтобы ребенок познакомился с ними еще до школы. Для дошкольников выпущено много сборников рассказов и сказок писателей разных стран.

К сказкам и рассказам русских писателей XIX века, уже рекомендовавшимся для чтения детей 4-5 лет, прибавляется сказка С. Аксакова «Аленький цветочек», «Аленушкины сказки», Д. Мамина-Сибиряка, «Лягушка-путешественница» Гаршина, «Городок в табакерке» В. Одоевского. Из рассказов можно рекомендовать «Тема и жучка» Н. Гарина-Михайловского, «Прыжок» Л. Толстого, «Белый пудель» А. Куприна, «Каштанка» А. Чехова. Из писателей ХХ века особое внимание родителей должно быть обращено на П. Бажова «Серебряное копытце», Б. Житкова «Рассказы о животных», А.К.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», М.Зощенко «Избранные рассказы для детей», К. Чуковского «Доктор Айболит». Своего рода бестселлером детского чтения является книга А. Волкова «Волшебник изумрудного города» - свободный пересказ книги американского писателя Френка Баума «Волшебник из страны Оз».

Из писателей второй половины ХХ века в круг детского чтения дошкольников прочно вошли В. Драгунский с его «Денискиными рассказами», В. Голявкин с его «Тетрадками под дождем», Н. Носов со знаменитыми «Приключениями Незнайки и его друзей», Э. Успенский с «Крокодилом Геной» и «Дядей Федором», Т. Александрова с «Кузькой». Кроме того, к «классике» детского чтения относят и произведения других писателей, среди которых нельзя не назвать Сергея Козлова и его книги «Ежик в тумане». Для дошкольников интересен писатель Г. Цыферов и его книга «История про поросенка».

Что касается сказок зарубежных писателей XIX века, то детям рекомендуют преимущественно сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», В. Гауфа «Маленький Мук», «Карлик Нос», Д. Харриса «Сказки дядюшки Римуса», К. Коллоди «Приключения Пиноккио».

Из писателей XX века хотелось отметить Р. Киплинга с его сказками. Настоящим подарком детям будет также объемная книга А.Милна «Винни-Пуч и Ве-все-все и многое другое».

В чтении художественной литературы основная позиция – не ознакамливать детей с художественной литературой, а ежедневно читать, потому что «чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин. Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что безусловно, способствует интеграции данной области с направлением художественно-эстетическое развитие. Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который начинается в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности человека являются:

1)Формирование круга детского чтения;

2) Организация процесса чтения.

При формировании круга детского чтения воспитателям и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребёнка (социально-личностного, познавательно - речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучении литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения – систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, чтение её с непосредственным интересом и увлечением. Формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений); развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы); Приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе). Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире. Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире. Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное развитие ребёнка.

ВЫВОДЫ: Принципы отбора литературных произведений для детей являются основным фактором в формировании КДЧ. Воспитатель дошкольного учреждения сам должен быть образованным, любящим и понимающим литературу, следящий за современным состоянием детской литературы. Наряду со знаниями о принципах формировании КДЧ, следует знать и о критериях отбора литературы для детей. Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания. Умение организовать и отвечать на вопросы, спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста очень велика.

Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребёнку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребёнка, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребёнка как полноценную личность. Подводя итог, хочется сказать о том, чтобы при выборе детской книги воспитатели ориентировались бы не только на её воспитательное и развивающее значение. Тем более что в самых лучших образцах детской литературы нет прямого нравоучения. Важно, чтобы книжка была ребёнку «по душе», а необходимые выводы он сделает сам. Не следует поощрять, если ребёнок читает только одни энциклопедии. Этот вид детской книги, безусловно, полезен, но только как справочник, как дополнительный источник знаний. Психологи заметили, что дети, получавшие готовые «энциклопедические» знания, впоследствии не могут вычленить структуру текста, соотнести его различные части, и, соответственно воспроизвести. Такие умения приобретаются только при чтении художественной детской литературы. А литературный вкус ребёнка будет во многом зависеть от состава семейной библиотеки, общения с ребёнком по поводу книг, традиций семейного чтения и просто от того, трепетного и нежного внимания к душе ребёнка, который и называется любовью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ушинский К.Д. Избр. Пед. Соч. В 2-ухтомах. М., 2004.

Гриценко З.А. Детская литература методика приобщения детей к чтению: М., Академия., 2008.

https://www.psyclub-chaika.ru/publ/detskaja_psikhologija

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 11.-М.: Педагогика,1974.

https://www.portal-slovo.ru

Гриценко З.А. Ребёнок и книга: Дошкольное воспитание N3 2000., с.49

О.С. Ушакова Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет М., 2010.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: