Развития психологической службы в системе образования




Концепция

в Российской Федерации на период до 2025 года

 

I. Общие положения

Психологическая служба образования является неотъемлемым компонентом в целостной системе современного образования, имеет высокую значимость на всех ее уровнях.

Ведущим принципом современной государственной политики в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей,жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования.Все большее внимание уделяется индивидуализации образования, созданию условий для раскрытия потенциальных возможностей обучающихся вне зависимости от особенностей их психофизического развития.

В новых условиях развития образования психологическая служба призвана создавать условия для проявления обучающимся личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, договорных отношений, разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение обучающимися определенной суммы информации.

В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости воспитания как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Ключевая социокультурная роль психологической службы образования, состоящая в том, что воспитание высококультурной личности с развитыми духовными потребностями в познании и самопознании, рефлексии, творчестве, внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры, становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Ведь духовное развитие(духовно-нравственное) личности составляет основу психологического здоровья. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее психологическое безопасное пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования общей и психологической культур, формирования мотивации к познанию, творчеству, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

Концепция развития психологической службы в системе образования (далее - Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии психологической службы как социокультурной практики укрепления психологического здоровья детей, развития мотивации подрастающих поколений к познанию и творчеству, превращение феномена психологизации образования в подлинный системный интегратор вариативного образования, обеспечивающего высокую конкурентоспособность личности, общества и государства.

В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения человека, личностного роста, высокое качество жизни человека, требования к высокому образовательному уровню. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства индивидуально-ориентированного образования для максимального раскрытия творческого потенциала и самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.

Отказ государства от решения этой задачи может привести к рискам стихийного формирования идентичности в субкультурных пространствах социализации.

Средством профилактики этих рисков, ответом на вызовы глобализации становится проектирование индивидуального образования как информационно насыщенного психологическогокомфортного пространства конструирования идентичности.

Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, психологическая служба становится смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является самореализация и развитие личности.

Психологическая служба образования, решая задачи создания комфортной психологической безопасной атмосферы и формирования психологической культуры и компетентности субъектов образовательного процесса, является важным фактором повышения социальной стабильности и толерантности в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от его психофизических возможностей и социально-экономического статуса семей.

В настоящее время в условиях информационной социализации воспитание психологической культуры может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, профессионального, гражданского и личностного самоопределения подрастающего поколения, высокой адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

Концепция развития психологической службы в системе образованияразработана в целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере образования.

Концепция основана напринципах и нормах Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, затрагивающих сферы образования, семейной, молодежной, национальной политики, международных документов в сфере защиты прав детей и молодежи, ратифицированных Российской Федерацией, а также требованийпрофессиональных стандартов:педагога-психолога, учителя-дефектолога и других специалистов психологической службы.

Концепция развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.42) оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи всем участникам образовательного процесса, в том числе детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, а также охрану здоровья обучающихся, в том числе психологического; (п. 5 ст. 5) реализации права каждого человека на образование.

Концепция определяет основные цели, задачи, основные принципы и направления развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации.

 

II. Современное состояние



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: