Особенности вычитки драматических произведений




Драматические произведения – один из жанров художественной литературы; представляют собой довольно сложный текст, включающий в себя отдельные устойчивые элементы, к которым относятся:

рубрики — наименование действий, актов, картин, явле­ний и т. д.;

список действующих лиц, открывающий любое драматическое произведение, который начинается с заголовка «Действующие лица»;

имена действующих лиц;

реплики — высказывания действующих лиц составляют основной текст драматического произведения;

ремарки — замечания автора, режиссера, поясняющие обстановку, действия участвующих лиц; они могут быть внешними (замечания автора по поводу обстановки и поведения действующих лиц на сцене к моменту поднятия занавеса и между репликами) и внутренними (замечания автора по поводу поведения действующего лица во время реплики).

Порядок слов и форма написания нумерационных рубрик должны быть едиными. В конце точка не ставится.

Действие первое Явление первое Первое действие Первое явление   Действие 1 Явление 1

Имена действующих лиц как в списке, так и на протяжении всего драматического произведения принято набирать одинаковым выделительным шриф­том, чаще разрядкой или полужирным. Однако форма имени может различаться: в списке имя приводится полностью, в тексте — в сокращенной форме: вместо полного имени, отчества и фамилии — только фамилия, или только имя, или слово из характеристики. В прозаическом драматическом произведении имена действующих лиц размещают, как правило, в подбор к репликам с точкой в конце. В стихотворных произведениях имена размещают в отдельную строку посередине формата или, реже, в левый край, без точки в конце. В списке действующих лиц каждое новое имя лица, произносящего реплики, начинается с новой строки с прописной буквы, характеристика лица отделяется от имени запятой (реже тире), в конце ставится точка. Имена лиц, реплик не произносящих, помещаются в конце списка в подбор, обычно с выключкой по середине формата, с точкой в конце.

Действующие лица

Иван Ксенофонтыч Иванов, отставной учитель, 60 лет.

Лизавета Ивановна, его дочь, 20 лет.

Аграфена Платоновна, вдова, губернская секретарша, хозяйка квартиры, занимаемой Ивановым.

Толпа, горожане, крестьяне, солдаты, карманники, бродячие актеры, нищие, зрители и т.д.

В репликах все элементы передаются словами, по­скольку текст реплик предназначен для произнесения. В стихотворных произведениях при разделении стихотворной строки на реплики, произносимые двумя лицами, вторую часть строки равняют по окончанию первой части той же строки, произнесенной первым действующим лицом.

Фауст

Ты что, букет

Или венок плетешь?

Маргарита

Нет, так, пустое.

Фауст

Нет, что же ты?

Маргарита

Не смейтесь надо мною!

Коллективные реплики – реплики разных лиц после имени коллективного действующего лица.

В прозаическом драматическом произведении В стихотворном драматическом произведении
Крестьяне. Пойдем! — Пойдем! — Не надо! — Не ходите! Голоса — Схватились, поглядите! — Начинают! — К земле не пригибайся, Суон Моой! — Не равен бой: сильней намного Федор!

 

По техническим правилам верстки после имени действующего лица и ремарки должно стоять не менее трех строк реплики, относящейся к ним.

Внешние ремарки обычно набирают шрифтом пониженного кегля, выключают посередине, завершают точкой, в скобки этот текст не заключают. Если лица, упомянутые в ремарке, действуют (уходят, приходят или говорят), их имена набирают с выделением (чаще всего, разрядкой). Так же выделяются имена действующих лиц, ремарки, открывающие собой действие или картину.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Груда огромных камней. Положив ноги на камни, лежат Суворов, Орлов, Мурзиков.

На костре чайник. На салфетке сало, хлеб, кружки.

Карп уходит, выходит Жмигулина.

Внутренние ремарки заключают в круглые скобки, выделяют чаще всего курсивом; набирают с прописной буквы, если внутренняя ремарка идет после законченного предложения в середине или в конце реплики; со строчной буквы, если ремарка расположена между именем и репликой или внутри предложения реплики.

В прозаическом драматическом произведении В стихотворном драматическом произведении
Несчастливцев (держит его за ворот). Эффектно! Надо это запомнить. (Подумав.) Постой-ка! Как ты говоришь? Я попробую. Груша. Сейчас, матушка. (Берет ухват.) Нина. Не хочу… (тихо) тебя обманывать. Фауст Что шепчешь ты? Маргарита (вполголоса) Не любит. Любит. Нет. Фауст О прелесть ты моя! Маргарита (продолжает) Не любит. Любит! Не любит. (Обрывая последний лепесток, громко и радостно.) Любит!

Цель вычитки — обеспечить согла­сованность всех элементов текста. Сличение в полосах по оригиналу, вподчитку. Чтение сквозное в одиночку. Так, необходимо проверить, все ли действующие лица названы в списке, есть ли они в тексте; нет ли противоречий между репликой говорящего лица и ремаркой, например, по ремарке человек ушел со сцены, а в реплике он продолжает говорить. Особое внимание обращается на единство шрифтового офор­мления всех многочисленных элементов текста. Необходимо также проследить за отбивками и выключками имен, ремарок и других элементов текста, правильностью расположения нумерационных рубрик.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: