Анализ состояния психологической службы в системе образования в Российской Федерации




Становление психологической службы в системе образования берет свое начало с 80-х годов прошлого века, что было обусловлено потребностью общества.

В настоящее время возможность получения психологической помощи обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.Современная психологическая служба в системе образования в Российской Федерации (далее – Служба) включает в себя: Центры психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи, службы, оказывающие психолого-педагогическую, социальную и медицинскую помощь в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, научные учреждения, ресурсные центры, осуществляющие научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов Службы, образовательные организации высшего образования и организации дополнительного профессионального образования, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов Службы. Центральным звеном Службы являются Центры психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. Именно на Центры, в соответствии со ст.42 Федерального закона, возложена основная миссия по предоставлению доступной и качественной психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи.

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ психолого-педагогической направленности ориентировано на:

-обеспечение эмоционального благополучия детей;

-создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

-создание условий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии;

- формирование и развитие способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

-поддержку индивидуальности и инициативы детей;

- условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям, а также имеющим разные, в том числе ограниченные, возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации;

-построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в обеспечении психологического здоровья детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях.

Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых психолого-педагогических программ различной направленности, что позволяетохватить более половины юных россиян в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. При этом доступность и качество оказываемых психолого-педагогических услуг сильно отличается в разных субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя поиск новых подходов и средств.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности оказания психологической помощи детей закрепляет полномочия по организации предоставления психолого-педагогической и медико-социальной помощи детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере психолого-педагогической помощи детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами.

Отсутствие механизмов нормативной регламентацииорганизации предоставления психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, в т.ч. паспортизацииуслуг,с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.

Инфраструктура оказания психологической помощи детям в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, современных методиках, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.

Тенденции развития общества приводят к необходимости расширения спектра психолого-педагогических программ. Однако обновление содержания психологической службы происходит медленно.

При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выявления талантливых детей и мониторинга эффективности работы организаций.

В организации работы психологических служб ключевая роль отводится педагогу-психологу.В системе образования направления работы педагога -психолога следующие:

а) Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри школьной прессы и др.

б) Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

• по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов;

• по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, созданию правил школы, в основе которых — уважение чести и достоинства всех ее граждан;

• по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся школы осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных предметов.

в) Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:

• выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;

• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

• раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

• определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по за-просу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы.

Психологическая диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого учителя и выполняется в форме многопозиционного анализа уроков учителя на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи урока.

г) Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

д) Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Психологическая помощь детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью существенно отличается от помощи здоровым детям и взрослым как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса.

В процессе психологической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью необходимо учитывать сложную структуру, специфичность их развития, характер сочетания в картине их состояния биологических и социальных факторов развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с заболеванием, особенности межличностного общения в семье и в социуме.Разработка принципов как основополагающих отправных идей незаменима в теории и практике психологической помощи.

Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.

Второй принцип — это каузальный принцип. Психологическая помощь детям с ОВЗ должна быть больше сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Реализация этого принципа способствует устранению причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определит задачи и цели психологической помощи.

Третий принцип — это принцип комплексности. Психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий. Ее эффективность в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.

Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка и подростка. Это особенно важно при работе с детьми и подростками с выраженными эмоциональными нарушениями.

III. Цели и задачи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: