Разновидность подведомственности дел





По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

судебная — заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).

административная подведомственность определяет перечень дел, отнесенных к полномочиям административных органов;
общественная — заключается в полномочиях нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или

смешанную общественную и государственную направленность.

Наряду с этим, судебная подведомственность включает несколько подвидов:

исключительная (единичная) — используется, когда рассмотрение дела является только компетенцией суда, и принятие решения другим органом по делу исключено;

альтернативная — применима, когда рассмотрение дела осуществляется по выбору заявителя — в суде либо другом органе, определенном федеральным законодательством. В случае, когда защита права реализуется путем подачи заявления в судебные органы, но в законе предусмотрено обращение в иной орган, такое обращение автоматически теряет силу. Однако если был соблюден порядок досудебной защиты права и в законе предусматривается право на обращение в суд, такое обращение подлежит рассмотрению.

договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд: при этом истец может обратиться в суд общей юрисдикции до рассмотрения дела по существу при наличии договоренности с ответчиком.

императивная (условная) подведомственность дел — условием рассмотрения дела является соблюдение досудебного порядка разрешение спора (можно через судебные органы, можно разрешение претензией).

В случаях единичной (императивной) подведомственности законом определяется только суд, который вправе рассмотреть дело.

При множественной (альтернативной) — лицо может выбрать орган, в котором будет рассмотрено его дело. В частности, гражданин по спору, вытекающему из административных правоотношений, может обратиться, как в суд, так и в вышестоящий орган (должностному лицу).

Договорная, альтернативная и императивная подвиды образуют множественную подведомственность, поскольку допускается разрешение спора в другом органе.

Суды общей юрисдикции реализуют правосудие исключительно по подведомственным им делам. Если нарушение будет обнаружено при подаче заявления, суд принимает решение об отказе в принятии искового заявления.

Если нарушение подведомственности будет выявлено после принятия заявления к рассмотрению, дело подлежит прекращению.

Следует заметить, при предъявлении в суд с искового заявления, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая — к арбитражному суду, если разделение требований недопустимо, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При наличии возможности разделения исковых требований, судья выносит определение о принятии требований в части, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в удовлетворении в части, подведомственной арбитражному суду.

вопрос 3

Несоблюдение заинтересованным лицом правил подведомственности
юридических дел, то есть обращение к органу (должностному лицу), не-
правомочному рассматривать данное дело, влечет отказ органа (должност-
ного лица) в принятии дела к своему производству. Если же дело будет
рассмотрено по существу неуправомоченным на то органом или должност-
ным лицом, то решение такого органа не имеет юридической силы.
Несоблюдение правил судебной подведомственности в зависимости от
времени обнаружения нарушения и вида подведомственности влечет сле-
дующие последствия.
I) Если несоблюдение правил судебной подведомственности юридиче-
ских дел будет обнаружено в момент обращения заинтересованного лица в
суд (то есть до возникновения производства по делу), судья обязан отка-
зать в принятии искового заявления, заявления, жалобы к своему произ-
водству. Иными словами, судья обязан отказать заинтересованному лицу в
его просьбе о возбуждении дела в суде. Причем до вступления в силу ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР» от 7 августа 2000 г.
на судье лежала обязанность указывать в определении об отказе в принятии
заявления (жалобы) тот орган, к ведению которого относится данное дело.
В соответствии с ФЗ от 7 августа 2000 г. из текста ч. 3 ст. 129 ГПК исклю-
чено указание на обязанность судьи указывать орган, к которому следует
обратиться заявителю, если дело неподведомственно суду. Такое нововве-
дение трудно расценить как положительное (прогрессивное), потому что
оно означает отказ от разумной помощи суда в защите прав, свобод и за-
конных интересов.

вопрос 4

Определение подведомственности и подсудности

Подведомственность – это совокупность процессуальных норм, которые очерчивают круг дел, право на рассмотрение которых имеет тот или иной вид судебных органов. При этом подведомственность в общем смысле выступает как синоним слова «компетенция», то есть объективная возможность разрешить вопрос по существу. Ею обладают, помимо суда, различные органы: прокуратура, нотариат, администрация и т.д.

 

Подсудность – это более частное понятие, которое используется в гражданском, административном и уголовном праве и обозначает распределение дел при рассмотрении их судами в первой и последующей инстанциях. Отдельные аспекты данного определения понятны и неспециалисту. Так, конституционный суд не может рассмотреть уголовное дело, а хозяйственный – споры между двумя физическими лицами. На практике тонкостей куда больше, и порой найти правильное учреждение для рассмотрения заявления по существу очень сложно.

Сравнение подведомственности и подсудности

Подсудность может быть родовой, территориальной, исключительной, договорной, альтернативной и по связи дел. Подведомственность – исключительной, условной и альтернативной. Иными словами, при определении подведомственности необходимо знать суть правового спора, при определении подсудности – ещё и местонахождение ответчика, а также иные тонкости (возможность суда рассмотреть то или иное дело). Если нарушено правило подведомственности, то дело будет прекращено. При нарушении правил подсудности, дело передаётся надлежащему судебному органу. Передача может осуществляться и в связи с переформулированием заявленных требований.

отличие подведомственности от подсудности

Итак, подведомственность определяет вид суда, который будет рассматривать дело, в то время как подсудность – конкретный орган, его территориальное расположение. О подсудности стороны могут договориться, но о подведомственности – нет.

Разница между подведомственностью и подсудностью

Общий смысл. Понятие подведомственности может использоваться относительно различных государственных органов, понятие подсудности – только по отношению к судам.

Порядок определения. Сначала определяется подведомственность, то есть процессуальная возможность рассмотрения заявления по существу, а затем – подсудность, или конкретная относимость к определённому государственному органу судебной власти.

Последствия нарушения. Если нарушена подведомственность, то дело подлежит прекращению, если нарушена подсудность – то передаче в другой суд.

Особенности подачи заявления. Определённые категории споров подлежат рассмотрению в судебном порядке лишь после урегулирования обоюдных претензий. Нарушение данного правила подведомственности влечёт либо отказ в принятии заявления, либо прекращение дела. Подсудность такой особенностью не обладает.

вопрос 5

Передача гражданского дела из одного суда в другой - явление исключительное. Общее правило подсудности состоит в том, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено этим судом по существу, несмотря на то, что в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.

Однако, как исключение, передача дела из одного суда в другой может иметь место, но лишь в случаях, предусмотренных в законе, и в порядке, регламентированном нормами гражданского процессуального права. В настоящее время существует три таких случая.

Первый, если гражданское дело было возбуждено по общему правилу территориальной подсудности в суде по последнему известному месту жительства ответчика и его фактическое место жительства при возбуждении дела было не известно, а в процессе рассмотрения и разрешения дела оно будет установлено, то при наличии ходатайства ответчика о передаче дела

в другой суд по подсудности суд передает дело по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 122 ГПК).

Второй случай: суд передает дело по своей инициативе в другой суд, если при его рассмотрении выяснилось, что оно было принято к производству в данном суде с нарушением правил подсудности.

Третий случай, если после отвода одного или нескольких судей замена их в данном суде становится невозможной и дело нельзя рассматривать в суде, в котором оно принято к производству.

Процессуальный порядок передачи дела из одного суда в другой различен. В первых двух случаях дело передается на основании определения суда и по истечении срока, установленного для обжалования этого определения, т.е. десяти дней после вынесения определения.

Если же была подана частная жалоба на определение - дело передается в другой суд после вынесения определения вышестоящим судом об оставлении жалобы без удовлетворения.

Если же рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, невозможно, то председатель вышестоящего суда передает его по ходатайству сторон в другой близлежащий суд такого же уровня (звена).

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!