Современные исследования памяти




ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ №2

По дисциплине «Общая психология, история и методология психологической науки»

 

Реферат на тему «Память»

(тема практического задания)

 

ФИО студента Руденко Виктория Евгеньевна
Направление подготовки  
Группа ФП-ПСИ-Б-0-З-2018-А

 

 

Москва 2018

 

Содержание

 

Введение. 3

1.1. Определение памяти. Виды и механизмы памяти. 4

1.2. Современные исследования памяти. 6

Заключение. 8

Список использованной литературы.. 9

 

 

 


 

Введение

Актуальность работы заключается в том, чтобы показать важность проведения исследований памяти.

Целью данного реферата является рассмотрение современных исследований памяти.

Задачи:

1) Изучить понятие «память» с точки зрения психологии;

2) Изучить современные исследования.

На данный момент существует проблема, которая касается теории памяти. Существующее сейчас большое количество разнообразных гипотез, теорий и моделей памяти - результат значительно активизировавшихся в последнее время исследований механизмов памяти, которые проводятся представителями разных наук.

В данной работе понятие память рассмотрена как объект. Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Предметом данной работы служит механизмы памяти.

Структура работы:

1) Определение понятие «память»;

2) Рассмотрение видов памяти;

3) Изучение механизмов памяти;

4) Изучение современных исследований памяти;

 

 

1.1. Определение памяти. Виды и механизмы памяти

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Благодаря памяти человек может вспоминать об определенных событиях, осмыслять свои действия и делать выводы. Тем самым, данный процесс позволяет человеку расширять свои познавательные навыки.

Процесс памяти является очень сложным и многоуровневым. Поэтому, существует специальная видовая классификация памяти (см. Таблица №1 «Виды памяти»).

Таблица №1 «Виды памяти»

Виды памяти Описание
Мгновенная или иконическая Данная память является отражением информации органами чувств Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.
Кратковременная Длительность удержания здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.
Оперативная Процесс данного вида состоит в том, что информация сохраняется «запланировано» от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная Информация хранится неограниченно. Она может воспроизводиться носителем сколько угодно.
Генетическая Информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.
Зрительная Информация запоминается как зрительный образ. Очень важно для художников и инженеров.
Слуховая Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста.
Двигательная Представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Эмоциональная Участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
Осязательная, обонятельная, вкусовая Роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей.

Исходя из данной таблицы можно сделать вывод, что память действительно очень сложный и многоуровневый процесс. Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его гра­ницы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Современные исследования памяти

В современных исследованиях памяти их центральным вопросом является проблема построения моделей работы ее механизмов.

На данный момент в современной науке существуют три основных уровня изучения механизмов и закономерностей памяти: психологический, нейрофизиологический и биохимический. В связи с быстрым развитием технологий, сейчас формируется кибернетический подход к изучению памяти, принятый в когнитивной психологии.
Исследования механизмов памяти – одна из важнейших задач современной науки, а точнее – целого комплекса наук о живых и кибернетических системах. Особый интерес представляет изучение того, как биологические процессы движут, формируют память и как она работает в мозге.

Исследования показывают, что вопреки многовековой традиции обращения к памяти, как к отпечаткам прошлого, на самом деле память имеет проспективные функции, то есть опыт прошлого используется для того, чтобы планировать и воображать будущее. Примером этого могут служить пациенты с нарушениями памяти, которые оказывается, также не способны вообразить себе новые картины, спланировать будущее, как они не способны вспомнить свое прошлое. Все это связано с изучением механизмов памяти, с взаимодействием памяти с сознанием, с субъективным, с воображением. Память выступает в современных ее исследованиях как динамическая составляющая. То же самое касается и сознания. Сознание – это не след, а процесс.

Этот вывод касается также и восприятия, о чем свидетельствует проведенный эксперимент. Испытуемому показывают разные видеосюжеты и регистрируют активность одного из участков в головном мозге, в гиппокампе. В процессе эксперимента, когда человек вспоминал про популярный мультфильм, у него вначале активировался нейрон, а лишь потом испытуемый произносил название фильма. Из этого следует, что активность нейрона начинается задолго до того, как он совершит действие. Иначе говоря, можно узнать, что задумал индивид по активности этого нейрона еще до того, как он это сделает. Возможно не просто наблюдать субъективный мир и его разворачивание, но и видеть его с опережением по отношению к поведению.

Такие данные заставляют заново ставить философские вопросы о сущности человеческой индивидуальности, свободе воли, различиях между психикой человека и животных. Нельзя не учитывать и возможность опасных последствий, злоупотреблений при воздействии на психику индивидов. В то же время, постижение закономерностей работы памяти дает надежду на излечение ряда психических болезней, продление сроков полноценной интеллектуальной жизни человека. Работы ученых в этом направлении должны проводиться в условиях информационной открытости, под контролем общественности и соответствующих социальных институтов.

 

 

 

Заключение

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Проблема памяти волновала мыслителей и ученых с глубочайшей древности. Однако до сих пор, несмотря на ряд серьезнейших исследований, проведенных в этом направлении за последние полтора столетия, в настоящее время нет общепризнанной концепции памяти. Ее основные закономерности и законы известны давно, но глубинные механизмы ее функционирования до сих пор остаются тайной.

Такие данные заставляют заново ставить философские вопросы о сущности человеческой индивидуальности, свободе воли, различиях между психикой человека и животных. Нельзя не учитывать и возможность опасных последствий, злоупотреблений при воздействии на психику индивидов. В то же время, постижение закономерностей работы памяти дает надежду на излечение ряда психических болезней, продление сроков полноценной интеллектуальной жизни человека. Работы ученых в этом направлении должны проводиться в условиях информационной открытости, под контролем общественности и соответствующих социальных институтов.

 

 

Список использованной литературы

1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с. - (серия «Учебник нового века»)

3. Немов, Р.С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 639 с. - (Основы наук)

4. Психология: Учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

5. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб: Питер, 2003. - 651 с. - (серия «Учебник нового века»)

6. Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.

7. Психология: Учебник для студентов средних учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.

8. Розин, В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. - М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. - 544 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: